Тема газетной полосы - портрет явления: беспризорники. Почему чиновники сопротивляются помещению беспризорных детей в семьи. Причина понятна - при новой системе присмотра за детьми финансовые потоки пойдут уже по иному руслу и контролировать их будет гораздо сложнее.
Александр Милкус. Статья. Детям нужна семья, а не детдом. Комсомольская правда, № 40.

В предыдущих выпусках "Педсовета", посвященного беспризорникам, мы публиковали предложения "круглого стола" "КП" о том, как справиться с наболевшей проблемой.
Первое предложение было о том, как наладить учет беспризорников. У нас ведь до сих пор даже правительство не знает, сколько маленьких граждан живут по чердакам да завшивленным подвалам. Мы писали: хватит создавать новые чиновничьи структуры. Есть комиссии по делам несовершеннолетних - кому, как не им, знать, что творится на их территории. Только комиссиям нужно расширить права, дать возможность спрашивать с милиции, органов здравоохранения и образования, подчинить социальные службы, работающие с проблемными семьями.
Второе предложение было обращено к сердобольным прохожим: "Не подавайте юным попрошайкам". Ваш минутный приступ сострадания таким детям не поможет. Все наоборот. В Москве вокзальные бродяжки в день "заколачивают" 2 - 3 тысячи рублей. Уйдут ли они от таких "заработков" в приюты и детские дома?
Третье предложение было еще жестче: "Хватит строить детские дома!" Казалось бы, парадокс. Но за последние десять лет открыты сотни детдомов и приютов. А результат? Дети, воспитанные в отрыве от отчего дома, потом, создав свою семью, не умеют создать домашний уют для своих детей. В конце концов и те оказываются на улице.

Всех беспризорников - по домам
Что же делать? Об этом четвертое предложение "КП". Все силы государства нужно направить не столько на то, чтобы распихать с глаз долой по казенным домам малолетних бродяг, сколько на поддержку семей, в которых согласятся их растить.
Пока у нас практика передачи детей в патронатные семьи в загоне. Местные чиновники обычно мешают тем, кто вроде героя сегодняшней публикации, директора Волховского приюта Валерия Игнатьева, передает ребят "в семейки". Причина понятна - при новой системе присмотра за детьми финансовые потоки пойдут уже по иному руслу и контролировать их будет гораздо сложнее.
А между тем мы готовы с цифрами доказывать - семейные формы для государства выгоднее. Вот расчет, сделанный президентом Ассоциации социальной помощи детям Галиной Николаевной ТРОСТАНЕЦКОЙ. Сейчас в России 1330 детдомов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов. В них живут 270 тысяч детей. На содержание всего этого хозяйства уходит в год 13,5 млрд. рублей. Кроме того, чтобы дать государственную крышу все новым и новым беспризорникам, в год нужно открывать минимум 150 новых детских учреждений. Это обойдется еще в 1,8 млрд. рублей.
Всего, выходит, только на детишек в казенных домах государство - имеются в виду федеральный и местный бюджеты - в год расходует 15,3 млрд. рублей.
Эксперимент в Москве по перепрофилированию детдома № 19 в учреждение, которое помогает патронатным семьям воспитывать детей, показал: расходы сокращаются чуть ли не вдвое. (Например, из трех зданий детдома сейчас используется только одно.)
Если в течение пяти лет половину детских учреждений перепрофилировать, создав на их базе органы опеки, занимающиеся семьями, взявшими детей, экономия составит 2,47 млрд. рублей в год. И это при том, что таким папам и мамам будут платить существенно больше, чем сегодня может платить Зое Васильевне директор Волховского приюта.
На шестой год, когда предлагаемая программа развития патронатного воспитания будет выполнена, бюджет сможет сохранить уже 4,8 млрд. рублей. И это при том, что все затраты по переходу на новую систему работы с беспризорниками составят всего 266,4 млн. рублей!
А в принципе в конце концов важна ведь не только денежная экономия. У ребят, выросших под присмотром любящих взрослых, совсем другое будущее, чем у выпускников интернатов и детдомов.