Председатель Российского детского фонда, писатель и академик Российской академии образования Альберт Лиханов награжден японской премией "Сакура".
Лев Николаев. Статья. "Сакура" признания. Вечерняя Москва, № 175.

Эта награда присуждается Японской ассоциацией нравственного воспитания, одной из самых влиятельных образовательных структур Японии. Присуждение премии Альберту Лиханову и его коллегам-академикам - народному художнику России Борису Неменскому, всемирно известному психологу Владимиру Зинченко и Виктору Хелемендику - состоялось после завершения 13-го японо-российского симпозиума по нравственному воспитанию детей, который только что завершился в Токио.
Альберт Лиханов выступил на нем с докладом, который называется "Душестроительство" и посвящен психологическим аспектам защиты и понимания природы детства. Его творчество достаточно хорошо известно в Японии: там вышло пять его книг, включая толстый том "Драматической педагогики".
"Вечерняя Москва" попросила А. А. Лиханова поделиться впечатлениями об итогах симпозиума.
- Итак, это был 13-й по счету симпозиум, посвященный детям. У его истоков стояли два замечательных человека: выдающийся японский педагог и искусствовед, директор единственного в мире Института цвета Акио Ота и создатель одной из систем художественного образования в школе известный художник Борис Михайлович Неменский. Мне тоже пришлось устраивать эти симпозиумы под эгидой СОДа. Но вот после наступления наших "реформ" отношения эти угасли. Так что я благодарен Отасану за их возобновление - следующий симпозиум состоится осенью 2002 года в Москве, на этот раз добрую традицию подхватит Российский детский фонд.
- Какие главные проблемы обсуждались на симпозиуме?
- Японских коллег чрезвычайно беспокоит новая форма детской беспризорности. Дети часто перестают ходить в школу. Мы спрашиваем: но где они, чем занимаются? Убегают из дому, сбиваются в компании? Ответ нас поразил: нет, они дома, сидят у компьютеров, иначе говоря, погрузившись в Интернет. И зная многое обо многом, дети отказываются от школы. Таким образом, 5% всех японских детей сегодня не заканчивают среднюю школу, оказываясь при этом технологически просвещенными. Странный парадокс.
И весьма поучительная для России цифра. В целом высшую среднюю школу, по-нашему - просто среднюю школу, заканчивают 95% японских детей. Другими словами, там достигнуто всеобщее среднее образование. 45% выпускников школ заканчивают потом вузы. Тоже весьма высокий показатель.
Очень много полезного, с точки зрения нашей нынешней действительности, узнали мы о социальном выравнивании разносостоятельных семей. К примеру, за содержание детей в яслях или детских садах родители должны заплатить деньги, но чаще всего не этим учреждениям, а городской префектуре. Притом безработные, малообеспеченные родители, матери-одиночки плату не вносят. Соединяясь с бюджетными ассигнованиями населенных пунктов, префектур и госбюджета, эти родительские средства позволяют, во-первых, выравнивать положение детей состоятельных и бедных родителей, а во-вторых, предоставлять детям, особенно неразумным, равные стартовые права. К примеру, на малыша до 1 года в нечастных яслях тратится в месяц по тысяче долларов. Это очень много даже по японским меркам, где все дорого, однако это не значит, что всю сумму оплачивает семья.
Думается, обмен такого рода социальными технологиями принесет общественным и государственным структурам наших стран немало пользы.