Александр Гаврилов, пресс-секретарь департамента образования: образование в Москве бесплатное и должно быть бесплатным.

Аргументы и факты, № 5. Александр Гаврилов. Статья. Кто должен платить за образование: государство или родители? Стр. 8 прилож.

ОБРАЗОВАНИЕ декларируется у нас как бесплатное. Но любой родитель хорошо знает, что в школу периодически нужно относить конверты с деньгами. Поводов может быть множество: очередной День учителя, новое пособие или учебник, охрана, пришедшие в негодность стулья и парты, дополнительные занятия… Странная какая-то бесплатность получается, половинчатая. Так, быть может, сделать обучение в столичных школах официально платным? Или же, наоборот, ужесточить контроль за расходованием средств и карать директоров за сбор денег с родителей?

А как же Конституция?

Александр ГАВРИЛОВ, пресс-секретарь Департамента образования:

— ОБРАЗОВАНИЕ в Москве бесплатное и должно быть БЕСПЛАТНЫМ. Право гражданина на бесплатное обучение в школе записано в Конституции РФ. Причем в Москве границы базового бесплатного образования расширены. Вместо обязательной во всех остальных регионах девятилетки столичные школьники должны закончить 11 классов. В городе 1600 государственных и 252 негосударственных образовательных учреждений. Количество частных школ за последние 10 лет не уменьшалось, но и не увеличивалось. Это говорит о том, что спрос и предложение на рынке платного образования уравновесили друг друга. Частных школ столице больше не нужно. Родители, которые готовы платить, уже перевели детей в соответствующие образовательные учреждения. Поэтому не имеет смысла остальные школы делать платными. Тем более что в Москве много малоимущих, и мы не имеем права требовать с них плату за образование детей.

Иван НОВИЦКИЙ, депутат Мосгордумы, член Комиссии по образованию:

— ОБРАЗОВАНИЕ должно быть бесплатным. Другое дело, что оплата государством обучения школьника может проводиться в разных формах. Сейчас обсуждается система грантов — правительство могло бы изначально выделять на обучение школьника (в будущем — студента) определенную сумму, которая бы затем последовательно расходовалась учеником. Пока это только проекты, но они могут быть приняты в рамках закона об общем образовании, разрабатываемого совместно с правительством Москвы.

Из кармана и из бюджета

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию:

— БЕСПЛАТНОЕ среднее и высшее образование — один из главных критериев цивилизованности государства. Но реально на оплату обучения всех московских школьников денег в бюджете не хватает. Несколько лет назад были разработаны нормативы по денежному содержанию каждого ученика. Но принцип нормативного финансирования так и не заложен в бюджет. На текущий момент, исходя из этих нормативов, обучение каждого школьника финансируется лишь на 65%. Недофинансирование ощутимо в КАЖДОЙ школе. Остальные “проценты” добираются из кармана родителей. Другое дело, что частичная оплата родителями должна проводиться в цивилизованной форме. Например, школы США финансируются из бюджета штата, федерального и местного бюджетов. Но в одном из спортзалов местной школы я видел табличку: “В подарок от родителей выпуска 2001 г.”. Они сделали здесь ремонт за свои деньги. И это скорее правило, чем исключение. У нас благотворительность также должна быть выведена из теневой сферы. Ведь обеспеченные москвичи нередко помогают школам, отсчитывая наличные директору. В основу помощи родителей должны лечь два принципа — во-первых, добровольность, а во-вторых, контролирование поступивших средств. Более того, уже разработана достаточная законодательная база. Родители должны осознавать, что, частично оплачивая обучение детей, они принимают на себя дополнительную ответственность, в том числе за целевое использование вложенных средств.

Наталья КОТЕЛКИНА, заместитель директора школы № 26:

— У НАС в школе активный родительский комитет. Он организовывает походы в музеи и театры, занимается досугом детей, помогает учиться ребятам из неблагополучных семей. Но никаких денег родительский комитет не собирает. Если, например, в День учителя нужно поздравить преподавателей, этим занимается каждый класс в отдельности. Сами ребята собирают деньги, покупают цветы. Также есть добрая традиция у выпускников нашей школы — оставлять после себя подарок, которым смогут пользоваться будущие ученики. К примеру, видеомагнитофон для просмотра учебных фильмов или магнитолу для дискотек. Но и эта инициатива полностью исходит от школьников. Спонсорской помощи никто не оказывает. Но я и не думаю, что реальное спонсорство — вложение денег в других детей — у нас в стране возможно. Дело в том, что в нашей культуре (в отличие от американской) не принято бескорыстно вкладывать деньги в воспитание и образование.

Мария Б., спонсор одной из московских школ:

— ОБРАЗОВАНИЕ в Москве должно быть ПЛАТНЫМ. Тем более что оно таковым уже фактически является. Только процесс оплаты нужно правильно организовать. Вместо схемы, существующей сейчас (на общем собрании решается, сколько нужно заплатить, потом сумма делится на всех родителей), можно было бы ввести систему льгот. Пусть родители принесут справки о своих доходах, кто-то всегда может внести больше других, в том числе и за малоимущих. При нынешнем же положении некоторые родители из элементарной гордости никогда не признаются, что не в состоянии платить, и будут отдавать последние крохи. Другая позиция — “не платить” — тоже опасна для родителей. Ведь это школа, здесь все как на ладони. Об этом быстро узнают дети, в классе бедного ученика могут подвергнуть обструкции, или (еще хуже) его может унизить сам учитель.

Плюс попечители

НЫНЕ существующую форму образования честнее называть СМЕШАННОЙ. Да, государство платит за обучение детей, но и родители в обязательном порядке вносят свою лепту — иначе школе не выжить. Но эта система нуждается в реформировании. Некоторые педагоги уже предлагали государственную “долю” перевести в форму некоего сертификата. Его будут выдавать родителям, а те в свою очередь предъявлять документ в той школе (потом в вузе), которую выберут ребенку. Свою роль могли бы сыграть и попечительские советы (не путать с родительскими комитетами), которые популярны на Западе и недавно стали появляться в московских школах. В них можно аккумулировать средства как привлекаемые со стороны, так и родителей учеников. Расходовать согласованно.

Но главная проблема платности образования лежит в психологической сфере. Воспитанная годами советской власти убежденность в том, что “государство нам обязано”, привела к тому, что многие родители считают себя совершенно свободными от школы и от обучения своих детей. Хотя цивилизованный мир строится по формуле: в образование детей выгодно вкладывать деньги. Только вот кто теперь переучит родителей?

Департамент образования напоминает, что в школах Москвы с родителей могут брать деньги:

1. ЗА дополнительное образование (например, поход в музей), не входящее в учебный план школы. Родители могут оплачивать иностранные языки, изучаемые помимо основной программы. Они должны сами решить, будет их ребенок посещать эти занятия или нет. Деньги родители должны платить только после составления договора, подписываемого в установленном порядке обеими сторонами. Единственная форма расчета — БЕЗНАЛИЧНАЯ.

2. НА ОПЛАТУ единичных заказов (например, выездной экскурсии). Решение об оплате взноса принимается только добровольно. Еще одно необходимое условие — совместное решение родителей о выплате. Департамент в лице его руководителя Любови Кезиной официально обращается к родителям с просьбой оплачивать охранные услуги.

Все остальные попытки получить у родителей деньги НЕЗАКОННЫ! И вы имеете полное право ОТКАЗАТЬСЯ ПЛАТИТЬ.

НАША СПРАВКА. В столице около 900 тыс. школьников, в сфере образования занято 200 тыс. чел., около 30 млрд. рублей было выделено в прошлом году городским бюджетом на образование. На охрану родители собирают в среднем по 40 руб. в месяц. Ежемесячная плата в школьный фонд — от 100 руб. Стоимость подарочного набора (цветы и конфеты) для учителя к каждому празднику — 150 руб. Экскурсии, театры, поездки — от 200 руб. Не считая покупки учебников, ремонта, доплаты сотрудникам.