Беседа с руководителем департамента образования города Москвы Любовью Кезиной.

Мир новостей, № 45. Николай Кружилин. Статья. Любовь Кезина: То образование, которое дети получат в России, они никогда не получат за рубежом! Беседа с руководителем Департамента образования Москвы.

Меняется мир, меняется Россия, меняемся мы сами. постоянно обновляются и требования к качеству знаний человека. О том, как реагирует на них столичная система образования, о проблемах реорганизации и о ближайших перспективах московских школ - беседа главного редактора "Мира новостей" с руководителем департамента образования города Москвы, кандидатом психологических наук, академиком Российской академии образования Любовью Кезиной

- Любовь Петровна, новый учебный год в разгаре. Что нового в этом году? И что вы можете сказать на тему, несомненно волнующую учащихся московских школ, по поводу единого государственного экзамена?

- Для того чтобы грамотно провести этот единый экзамен, в первую очередь его нужно качественно подготовить. Поэтому сейчас создана рабочая группа во (главе с министром и мною, уже состоялось одно заседание, на ближайшее время планируется еще одно. Одна из задач - отработать нюансы участия московских вузов в едином экзамене, ведь его имеет смысл проводить только в том случае, когда этому подключены вузы.

- Какие именно вопросы отрабатываются?

- Например, перечень профессий, на которые они будут принимать по итогам единого экзамена, общее количество мест. Еще важно, сколько и какие экзамены должны сдавать ребята по форме ЕГЭ. Будут ли это I только два обязательных экзамена федерального уровня или это будут экзамены по выбору.

- Сколько округов будет участвовать в эксперименте?

- ЕГЭ будет проводиться в пяти московских округах (Юго-Западный, Южный, Западный Восточный и Северо-Восточный) из десяти, во всех школах, исключая коррекционные (то есть где учатся дети с проблемами здоровья), вечерние и сменные школы.

- Лично ваше отношение к введению единого государственного экзамена в России?

- Мое-то отношение положительное. Только, к сожалению, еще очень много недоработанного.

- Что именно?

- Я уже сказала. Во-первых, непонятно, почему до сих пор не отработаны варианты единого госэкзамена по математике. Во-вторых, до сих пор у министерства нет ясности, как сдавать русский язык и литературу. Сейчас ребята, когда пишут литературу (это федеральный экзамен), им выставляются две оценки - одна за русский язык, другая за литературу. А теперь речь идет о том, чтобы отдельно сдавали экзамен по литературе, отдельно по русскому языку, оба экзамена должны проводиться по форме А, В и С, то есть в трех анкетах. Затем с вузами, как я сказала, еще целый ряд проблем: вузы не очень охотно идут на то, чтобы признавать единый государственный экзамен, им хочется самим проводить эти экзамены, как это они делали всегда.

- Раньше в школах, работающих в тесном контакте с вузами, была такая практика: учащиеся, сдав определенные экзамены в школе, зачислялись в вузы автоматически. Это останется?

- Нет, в этом году такого больше не будет. Раньше существовала форма совмещенных экзаменов, когда ребята учились в школе по программам "школа-вуз" и единая комиссия, состоящая из преподавателей школы и вузов, принимала экзамены (выпускной экзамен становился вступительным экзаменом в вуз). Эта практика закончилась.

- По решению Департамента образования Москвы с 1 сентября 2003 года в столице появилось более 200 так называемых школ полного дня. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это такое и каковы, если есть, первые результаты этого эксперимента? И как все это стыкуется с позицией министра образования РФ Владимира Филиппова, который говорит, что школьные программы перегружены, у детей практически не остается свободного времени, они переутомляются, а в социологических опросах указывают, что "ненавидят ходить в школу".

- Действительно, более двухсот - точнее 219 - московских школ перешли на режим полного дня. Но это не эксперимент - тут экспериментировать нечего. Практика показывает, что когда ребята живут и учатся в таком режиме, то и их результаты лучше. Да, в школах полного дня дети находятся до 17.30 или даже до 21 часа. Но при этом их никто не заставляет учиться до вечера: предполагается, что дети будут заниматься спортом, танцами, музыкой, в изобразительных секциях и кружках по интересам. Днем могут быть спланированы экскурсии (школы заказывают один из ста автобусов, выделенных нам Правительством Москвы), на вечер приходятся уроки физкультуры и рисования, вышивки, занятия ушу или игра в шахматы. Домашние задания школьники делают под присмотром учителей. Еще, что немаловажно, дважды в день дети питаются (у них и завтрак, и обед горячие), то есть они сыты. Набор кружков в школах так широк, что каждый сумеет найти занятие по душе и не будет чувствовать себя запертым в школе. Ну и потом не забывайте, что одна из главных задач школы полного дня - чтобы ребенка забрать с улицы, чтобы родители были спокойны, что их дети находятся в школах и занимаются интересным делом.

- А почему тогда таких школ только 219?

- Потому что это очень дорогое удовольствие. Пребывание ребенка в такой школе обходится бюджету города дороже, чем в обычной общеобразовательной. И ее содержание в два-три раза дороже, чем обычной.

- Родители доплачивают?

- Нет, ничего не доплачивают -все это делается за счет бюджета города.

- Эта тенденция будет развиваться?

- Да. Мы поставили задачу перед московскими школами со временем полностью перейти на такой режим работы. Что касается финансирования, Юрию Михайловичу Лужкову эта идея понравилась, и он сказал, что деньги из городского бюджета будут выделяться.

- А сколько школ вы можете перевести на режим полного дня, например, с 1 января 2004 года?

- Сколько школ захотят, столько и перейдут. Но здесь важно, чтобы сама школа была готова, потому что мы выделяем финансы, дополнительное штатное расписание на педагогов, руководителей секций, но нужно, чтобы школа подготовилась: нашла этих преподавателей, спланировала эту работу, определила, что именно необходимо и детям, и родителям в первую очередь. Готовится школа сама. Вот те 219 школ, которые перешли на форму полного дня, успешно решили эти проблемы.

- А педагоги из числа педперсонала имеют право в свободное от основной работы время взять на себя кружок или секцию?

- Конечно, имеют! Это для них и дополнительный заработок.

- Как дети могут заниматься в разных кружках одновременно, это понятно, а вот как они будут заниматься в разных спортивных секциях в одном спортзале?

- У нас в большинстве школ сейчас уже не один спортивный зал, а два. Вообще в последние годы строятся школы с двумя спортивными залами. А кроме этого в каждой есть еще тренажерный, то есть, по сути, третий зал, и в рекреациях стоят столы для пинг-понга. Так что в каждой школе достаточно помещений для занятий спортом. Ну а в хорошую погоду есть и спортплощадки при школе.

- Вас не пугает тенденция, когда состоятельные люди своих детей, особенно более старшего возраста, отправляют учиться за границу, скажем, в Англию, для изучения языка, для получения, как они считают, более качественного образования?

- Ну, во-первых, для того, чтобы изучать английский язык, ребенка нет смысла отправлять в Англию. Образование в России сегодня признано лучшим, и то образование, которое дети получают в России, они никогда не получат в Англии. Что касается изучения языка, то в Москве большое количество школ, которые дают знание языка не хуже. Это тоже признано. Однажды мы с послом Великобритании в России приехали в школу с углубленным изучением английского языка, он пошел по школе, потом внезапно остановился перед дверью 9-го класса, вошел, сел на стул и начал с ребятами разговаривать на языке. Сорок минут дети говорили с ним на любые темы, обо всем. Он был просто потрясен их знаниями и потом сказал: "Если бы мои дети знали так русский или любой другой иностранный язык, я был бы более чем удовлетворен". Так что наши дети хорошо знают язык, в Москве даже есть программы четырехуровневого преподавания языка. Это когда изучение начинается с детского сада и к школе у ребенка как минимум есть определенный языковой словарный запас. У нас есть школы, в которых язык преподается с первого, со второго или с пятого класса. Есть школы, где преподаются два, а то и три иностранных языка. Методики есть, программы есть, знания есть. Но наша беда в другом: нам очень не хватает учителей английского языка. К сожалению, мы им не можем сегодня предложить достойную зарплату, поэтому выпускники иностранных факультетов педагогических вузов предпочитают работать не в школах, а переводчиками. А знания наша школа дает лучше, чем в Англии. Кстати, я должна к этому добавить свое личное наблюдение: многие, отправляя своих детей за рубеж, через какое-то время их забирают и возвращают сюда, чтобы они заканчивали именно московские школы. А почему отправляют? Есть в этом как бы дань моде - одна семья кичится перед другой: мол, их ребенок учится за рубежом. Вот и все! А с другой стороны, у некоторых родителей наблюдается желание просто отделаться от своих детей, чтобы не заниматься их воспитанием. По-другому это я объяснить не могу. Мне часто приходится общаться на эту тему с достаточно высокопоставленными руководителями, и я сделала вывод: те, чьи дети учатся здесь, очень довольны московской школой. Я иногда даже неожиданно для себя получаю очень хорошие отзывы в адрес обычных общеобразовательных школ. А у нас таких школ сегодня половина, а другая половина - с различным видовым разнообразием. И с углубленным изучением, и гимназии, и лицеи, и центры образования. Сегодня любой московский ребенок может учиться в том учреждении, в котором ему надлежит учиться по его способностям, знаниям, по его состоянию здоровья. У нас есть все - полная палитра видов образовательных учреждений.

- Какие-нибудь позитивные изменения есть по поводу учителей мужчин?

- К сожалению, нет, и мы ничего изменить не можем. Но это не наша задача, это задача государственная. Это правительство России должно подумать о том, какое место в нашем обществе должен занимать учитель и что нужно сделать для того, чтобы в школу пришли учителя, а не бежали только потому, что там нищенские зарплаты. Что надо сделать, чтобы мужчины-учителя были в состоянии содержать свою семью. К сожалению, сегодня зарплата учителя такова, что он себе этого позволить не может. Вот когда государство наше созреет до того, чтобы действительно не на словах, а на деле сделать приоритетной профессию учителя, тогда к нам в педагогические ; вузы придут те абитуриенты, которые действительно хотят стать учителями.

- Как вам видится развитие московской школы в ближайшие годы? Что может нового позитивного произойти, например, в материальной части?

- С начала учебного года вступили в силу новые САНПины, которые не были согласованы с нами. Требования, которые они предъявляют сегодня и к школе, и к пришкольному участку, резко отличаются от тех, что были раньше. Поэтому сейчас разрабатывается проект на 550 учащихся с наполняемостью по 25 человек в классе. Этот проект уже прошел обсуждение, мы думаем, что он будет доработан архитекторами и получит развитие. Но он будет окончательно реализован не ранее 2005-2006 годов. Запланировано также сделать пристройки к тем школам, где наполняемость большая. Утвержден список школ довоенной постройки, которые будут снесены, на их месте будут построены новые школы по индивидуальным проектам. Уже в 2004 году будет построено 6 таких школ. То есть перспективы развития материально-технической базы определены. Это же касается и информатизации школ. Уже намечены школы, которые должны оснащаться компьютерами, более конкретная и четкая работа проводится в плане привлечения детей-инвалидов к обучению через дистантные формы обучения, оснащение их учебных мест компьютерами. Все, что связано с оснащением дошкольных учреждений, оборудованием учебных кабинетов, все это определено, есть в программах, планах. В недалекой перспективе будет вводиться предпрофильное и профильное обучение. Приоритетным направлением в работе образовательных учреждений столицы остаются сохранение и укрепление здоровья детей. Специально для этого разработана программа "Здоровье детей Москвы", которая реализуется в рамках как города, так и каждого из административных округов. В 2007 году министерство должно сказать свое слово и по поводу эксперимента по 12-летке: будет ли проводиться этот эксперимент или школы в России останутся 11-летними. Словом, сейчас полным ходом идет модернизация образования, даются новые программы, естественно, готовятся и новые учебники. Так что перспектива у школ есть.