Чтобы удержать школьников в классах и не потерять новый статус, а вместе с ним дополнительное бюджетное финансирование, директора школ идут на всевозможные хитрости.

Итоги, № 43. Мария Соловьева. Статья. Дети продленного дня.

Многим столичным школам полного дня, которые призваны стать палочкой-выручалочкой для работающих родителей, пока нечем занять детей. Чтобы удержать школьников в классах и не потерять новый статус, а вместе с ним дополнительное бюджетное финансирование, директора идут на всевозможные хитрости

В новом учебном году 218 столичных школ начали работать по новой программе полного дня. Дети в этих школах находятся под присмотром учителей и воспитателей с начала первого урока и до 18.00. Казалось бы, родителям только радоваться, что их чада не болтаются на улице, а делают с педагогами уроки, совершенно бесплатно занимаются в спортивных секциях и творческих кружках, ездят на экскурсии. Однако вместо восторга большинство мам и пап испытывают пока недоумение.

Как за бугром

В европейских странах колледжи и лицеи с незапамятных времен работают по программе полного дня. Другой системы там даже и не знают. С утра у ребят бывает несколько уроков, потом часовой перерыв на завтрак. Затем занятия возобновляются и идут до самого обеда. Вторую половину дня ученики проводят в спортивных секциях, театральных и иных кружках. И ни у кого даже и мысли не возникает проигнорировать дополнительные занятия, ибо западные мамы и папы настроены на то, чтобы в школьные годы развить ребенка по максимуму, вложив в него как можно больше знаний и умений.

Школа полного дня - дело обычное и в некоторых республиках бывшего Союза. Департамент образования Москвы недавно командировал своих специалистов в Киев, чтобы поучиться у украинских коллег новой для России системе. В киевских школах программа уже давно обкатана и хорошо действует. Например, в лицее N 100, куда стремятся пристроить своих чад все видные киевские чиновники и представители бизнес-элиты, работают 22 кружка - музыкальный, театральный, поэтический, изобразительного творчества, вышивки и вязания, географический, физический, биологический и другие. Также есть около десятка спортивных секций. Ученики сами выбирают те занятия, которые им нравятся (по правилам лицея - не меньше трех). После обеда с ребятами находятся не школьные учителя, а специальные воспитатели. В младших классах есть еще и няня.

В столице зачатки подобной программы появились несколько лет назад, когда некоторые школы были переименованы в центры образования и организовали у себя группы продленного дня с развивающими кружками. В прошлом году подобных учебных заведений в Москве было 53. Одним из них является школа N 717 Северного округа. "Прошло уже пять лет с тех пор, как мы открыли продленные группы с развивающими кружками и начали работать до 19.30. Теперь мы не можем справиться с наплывом желающих поступить к нам, - рассказывает директор школы Юлия Старостина. - У нас есть кружки для одаренных детей, студия бального танца, музыкальная школа, театральный центр, шахматный кружок, студия изобразительного искусства. Кстати, творения наших юных художников часто висят в крупных столичных выставочных залах, например в Третьяковской галерее (Центральном доме художника на Крымском валу). Все дети, желающие посещать то или иное занятие, могут это делать во второй половине дня. Кто не хочет, после уроков уходит домой. Но, как правило, хотят все, ведь именно большой набор дополнительных дисциплин привлекает к нам учеников".

"Мы специально искали в районе учебное заведение, где дочь могла бы находиться до позднего вечера, - объясняет Наталья Федорова, мама пятиклассницы Ирины. - Я много работаю, поэтому времени, чтобы делать с ребенком уроки и тем более водить его в какие-нибудь дополнительные кружки, попросту нет. Так что школа, где девочка целый день находится под присмотром педагогов, да к тому же занимается музыкой и любимым рисованием, для меня просто находка". Успешная работа центров образования, западный опыт, вероятно, и были причиной того, что столичный департамент образования принял решение о введении полного дня в массовой школе. Так сказать, решили распространить опыт...

Директорская обязаловка

В марте этого года руководитель Московского департамента образования Любовь Кезина поставила перед руководителями всех окружных управлений образования задачу: как минимум по двадцать школ каждого округа должно заработать в режиме полного дня. Этим департамент планировал решить две задачи: увести школьников с улицы и дать им возможность посещать бесплатные кружки и секции, коих в столице практически не осталось (в секциях, что существуют в больших количествах в городе, одно занятие стоит от 30 до 100 рублей).

Взяв под козырек, руководители окружных управлений образования кинули в своих округах клич перейти на работу по схеме: утром уроки, во второй половине дня - развивающие занятия по интересам. В качестве "материальной помощи" школам обещали выделить пять ставок на кружководов и воспитателей, а также пять ставок на руководителей спортивных секций. Однако при этом ставилось еще одно очень важное условие: следовало добиться того, чтобы в школе до вечера находилось не менее 80 процентов списочного состава школы - иными словами, практически все начальные и средние классы. Уйти без письменного разрешения от родителей ни один ребенок не может, его попросту не выпускают из школы.

То ли побоявшись ослушаться указания начальства, то ли польстившись на дополнительные ставки, 218 столичных школ согласились участвовать в эксперименте. В мае директора передовых учебных заведений объявили родителям об изменении графика работы учреждений среднего образования и попросили сообщить, в какие кружки и спортивные секции хотели бы ходить их дети. За летние месяцы организовать все кружки, какие пожелали иметь родители, оказалось невозможно. Конечно, появились школы, в которых открылись музыкальные отделения (директора договорились с преподавателями из близлежащих музыкальных школ), студии изобразительного искусства, театрального мастерства, бисероплетения, вышивания, оригами, росписи по тканям. Но в основной массе школы ограничились предметными кружками, которые поручили вести учителям. Со спортивными дисциплинами ситуация оказалась попроще: футбол, волейбол, баскетбол и настольный теннис взяли на себя школьные физруки. На более специфические виды спорта - художественную гимнастику, карате, вольную борьбу, дзюдо и таэквондо - пригласили специалистов из спортивных школ.

Начался учебный год, кружки худо-бедно заработали. Но на поверку оказалось, что далеко не все ученики готовы посещать эти бесплатные занятия. Кто-то не желает бросать те кружки, на которые ходил в прошлом году, для кого-то перечень предложенных школой секций показался неинтересным. Например, мальчишки игнорируют бисероплетение и вышивание, мечтая об авиамоделировании или шахматах, которые есть в одной-двух школах из сотни. И вот тут, дабы удержать до позднего вечера в учебном заведении пресловутые 80 процентов учеников, некоторые директора прямо посередине четверти решили перекроить учебное расписание, составив его так, чтобы дети просто не могли после обеда уходить домой. В школе N 1976 Юго-Восточного округа часть обязательных учебных предметов перенесли с первой половины дня на вторую. В 12.30 завершается пятый урок, затем два часа тянется перемена, во время которой дети обедают, а потом тихо сидят в классе и делают домашнее задание. С 14.30 снова начинаются уроки. И только после четырех часов ребята либо идут на занятия в кружки, либо едут на экскурсию или просто гуляют на улице.

Такое расписание вызывает бурю негодования у большой части родителей. "Конечно, нам говорили об изменении учебного расписания, но никто не предупреждал, что детям целый день придется сидеть в школе, - возмущается мама четвероклассника Ивана. - Мы давно занимаемся шахматами, ходим в математический кружок и совсем не хотели бы бросать их. Однако другого выхода просто нет, в противном случае придется пропускать школьные уроки. Мне кажется, школа полного дня - это прекрасная находка для родителей, работающих с утра до вечера. Но тем, кто готов тратить свое время на развитие ребенка, просто не хватает времени на все. Чтобы сына отпускали раньше, пришлось взять у врача справку о его плохом здоровье. После уроков мы бежим на шахматный кружок, а уроки делаем поздно вечером. Получается, что новая программа не разгружает ребенка, а, наоборот, создает ему дополнительную нагрузку. Я считаю, надо все обязательные школьные предметы преподавать в первую смену, а вторую сделать свободной для посещения".

Между тем руководитель департамента образования Любовь Кезина хоть и не исключала возможность переноса некоторых уроков с первой половины дня на вторую, но говорила, что делать это надо осторожно и только после предварительных консультаций с родителями. "Если большему количеству учеников будет удобно такое дробное расписание, делать его следует. Но это вовсе не обязательное условие работы школы полного дня. Зато очень важно, чтобы дети не сидели больше разрешенного санитарными нормами времени в классах, делая домашние задания, пока учебному заведению просто нечем их занять. Программа работы кружков должна быть четко сбалансирована", - сказала "Итогам" Кезина.

Первая проверка

Согласно постановлению столичного правительства содержание школ полного дня должно целиком ложиться на городской бюджет. По подсчетам финансистов, одно такое учебное заведение будет брать на себя дополнительно от 2 до 3 миллионов рублей в год. Сюда входят и деньги на оплату работы педагогов дополнительного образования, и обеспечение бесплатным питанием всех учеников, остающихся в здании учебного заведения до вечера. Кстати, с бесплатным питанием в сентябре у ряда школ были серьезные проблемы. Город не успел перевести деньги на обеды во все школы, поэтому родителям приходилось самим оплачивать горячее питание своих детей. К октябрю эту проблему удалось полностью решить. Чтобы выяснить, сколько же школ полного дня из заявленных 218 не зря расходует городские деньги, департамент образования в октябре - ноябре проведет проверку этих учебных заведений. "Мы хотим узнать, какое количество ребят остается в учебных заведениях до вечера, сколько дополнительных кружков и спортивных секций открыто в школах, - говорит Сергей Смирнов, заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования. - При этом департамент не собирается закрывать какие-либо из них, если они пока не могут удержать в школе 80 процентов учащихся. Но нам бы хотелось иметь точные цифры посещаемости, чтобы понять, где родители заинтересованы в этой программе, а где нет. Это поможет нам планировать организацию школ полного дня на будущий год. Кстати, накануне 1 сентября в Южном округе мы проводили опрос родителей, выясняя, кому нравится эта система. Почти все мамы и папы высказались за ее введение. По приблизительным подсчетам, в каждом округе примерно в 15 школах из 20 директора смогли убедить большую часть учеников сломать свой привычный график жизни и оставаться в учебных заведениях до вечера. Рассказывает директор школы N 739 Ирина Канакина: "Первый месяц руководству школы было совсем не просто удовлетворить требование департамента образования удерживать в учебном заведении не менее 80 процентов учащихся. Но мы организовали активную внеклассную жизнь. Возим детей в музеи, театры, ходим в походы. И прогуливают эти интересные мероприятия единицы. Так что нам удалось добиться практически полного присутствия учеников в школе после уроков". Опыт этой школы подтверждает, что если внеурочная программа хорошо проработана, то насильственные методы удержания детей в школьных стенах не нужны.

Конечно, существует еще масса нюансов, о которых не слишком охотно говорят в департаменте и школах. Например, сколько школ имеет условия для того, чтобы в них в течение 10 часов без вреда для здоровья находились первоклассники-шестилетки? Есть ли комнаты для игр с чистыми и мягкими покрытиями, где малыши могли бы элементарно поваляться (санитарные нормы предписывают оборудовать спальными комнатами школы, где учатся шестилетки). Способны ли справиться системы вентиляции, санузлы с многочасовым пребыванием в здании почти полного состава учащихся?

Конечно, первый блин обычно бывает комом. И программа полного дня, работающая в массовой школе первый год, тут не исключение. Однако руководство департамента образования, выступившее инициатором ее внедрения в учебных заведениях, надеется в течение этого года решить все спорные вопросы. И уже со следующего года сделать эту программу не принудительной, а добровольной и безопасной для детей и их родителей.