Культ гражданства против культа "крови".
Сергей Маркедонов. Статья.


Скинхеды угрожают иностранным посольствам на территории России и собираются торжественно отметить день рождения фюрера немецкого народа.
К их выступлениям 20 апреля столичные правоохранительные органы готовятся словно к обороне Москвы от идеологических собратьев именинника.
В Краснодарском крае зафиксированы первые случаи депортаций "инородцев" с исконной казачьей земли. Федеральная власть, увы, безмолвствует, вероятно, не вмешиваясь в спор этнических субъектов. 13 апреля "Российская газета" опубликовала "Основные положения программы Народно-патриотической партии России". Правительственный официоз, а не маргинальный листок типа "Лимонки" или "Русского порядка", опубликовал текст, в котором открыто цитируются фрагменты из "Протоколов сионских мудрецов".
Всплеск фашистских настроений под лозунгами "Россия для русских" - не единственное проявление этнической нетерпимости по отношению к "чужим". Достаточно даже беглого анализа ситуации в национальных республиках в составе России, чтобы зафиксировать установление культа "титульной нации", снижение доли русского и "нетитульного" населения. Для характеристики ситуации в национальных республиках даже появился термин "внутреннее зарубежье".
В чем причина того, что Россия не может найти адекватный ответ на вызов "крови и почвы"? Все дело в сложной социально-экономической ситуации, высказывает мнение значительное число экспертов. Шовинизм - болезнь роста, которой российское юношество "переболеет" со временем. Эти ответы в одинаковой степени правильны и неправильны. Конечно, бедность и социальная необустроенность - хорошая почва для экстремизма. Но почему тогда в условиях, несравнимых с российскими, вызов "крови" время от времени заявляет о себе в Германии и Франции, Австрии и Швейцарии? Как показывает практика, возраст - вовсе не помеха для выражения экстремистских взглядов.
Десять лет назад, получив свободу, демократию и суверенитет, наши граждане учились выживать в новых рыночных условиях. Но при этом каждый должен был решить и другую проблему - кем теперь он является, представителем "советского народа" или иной общности. Для большинства, лишенного общей идеологии и системы ценностей, выбор оказался невелик. Российские граждане стали идентифицировать себя "по крови" (я - русский, татарин, башкир), определяя при этом представителей иной "крови" как явных или скрытых противников. Такой выбор было куда легче сделать, так как советский опыт всячески благоприятствовал этому.
В течение последних десяти лет национальная политика России строилась без учета необходимости общих для всех россиян надэтнических принципов. Напротив, акцент был сделан на разнообразную поддержку этнических групп. В результате вместо формирования институтов гражданского общества произошло укоренение "принципа крови". Как следствие, принадлежность к тому или иному этносу рассматривается в качестве приоритетной в сравнении с принадлежностью к России, российскому государству и обществу.
Очевидно, что в новых условиях невозможен возврат ни к монархической, ни к коммунистической идеологии. Новая надэтническая (гражданская) идеология должна основываться на новых принципах. Новая национальная политика не может быть провозглашена декретом, для нее потребуется новая концепция, новые подходы, начиная от унификации образовательного пространства до изменений в информационной политике государственных СМИ. Сколько в самом деле можно печатать учебники, из которых следует, что шумеры и этруски - предки татар, башкир, ингушей и других этнических общностей?
"Внедрение" гражданского понимания нации - нелегкий процесс. Очевидно, что потребуется немало времени, чтобы эта идея овладела не только умами отдельных интеллектуалов, но и представителей политических элит. Но очевидно и другое. Без преодоления культа "крови" мы будем обречены на постоянное "предчувствие гражданской войны", подготовку к очередным гитлеровским именинам и постоянное деление на "своих" и "чужих".