Анализ московских массовых драк "по идеологическому" принципу.
Александр Богомолов. Статья. Стенка на стенку. Новые Известия, № 172


В начале прошлой недели информационные агентства распространили данные о том, что в ходе массовой драки молодежи в Кусковском лесопарке был убит 15-летний подросток. Дерущиеся использовали друг против друга металлические пруты и деревянные палки. В последнее время подобные сообщения приходят все чаще, поэтому мы решили выяснить, что же становится причиной жестоких уличных битв.

Кулачный бой, или шпанская махла
Массовые кулачные бои на Руси любили всегда. Эта забава часто становилась коронным номером народных гуляний или завершающим аккордом шумной деревенской свадьбы. Редкий праздник обходился без крупного мордобития. Советские времена принесли новые традиции уличных побоищ. Основным принципом разделения на враждебные лагеря стал территориальный. Двор на двор, квартал на квартал, улица на улицу, школа на школу, район на район. Оккупировавшие практически все московские дворы бывшие уголовники диктовали подрастающему юношеству свои правила поведения, жизни "по закону". Прельщая молодежь "блатной романтикой", урки формировали особый кодекс поведения подростка, по которому главным врагом становился чужак. Если неизвестный парень вдруг появлялся в чужом дворе, ему предстояло непростое испытание. Вдруг ниоткуда возникали несколько человек с полублатными ухватками, доставали из карманов ножи, кастеты и предлагали мотивировать пребывание на их территории. После этого жертва, отделавшись в лучшем случае синяками, отправлялась домой собирать народ на "махаловку". Что происходило потом, нетрудно представить. Две толпы разъяренных ребят сталкивались где-нибудь на пустыре, чтобы "доказать друг другу свою правоту". В те годы особой популярностью пользовались такие виды оружия, как деревянные колья, велосипедные цепи, зажатые в кулаке для усиления удара металлические болты. Многие дрались выкраденными у старших братьев и отцов армейскими ремнями с пряжками. Причем внутрь пряжки для увеличения убойной силы заливался свинец, а края затачивались. "Ветераны" вспоминают о таком страшном приспособлении, как привязанный к кисти руки шнурком молоточек. Незаметно он доставался из рукава, несильный замах, и жертва оказывалась в глубоком нокауте.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на все это, уличные бои 50-60-х годов не отличались большой жестокостью. Тот же неписаный дворовый кодекс поведения предписывал не бить противника ногами или ниже пояса, не добивать упавшего. Никогда шпана не нападала на появившегося в их дворе чужака с девушкой. Правда, проводив свою пассию, донжуан был просто обязан вернуться той же дорогой, где его уже подкидали "хозяева двора". Если же он предпочитал обойти опасное место или прокрасться незаметно, то авторитет его был навсегда подорван. Именно в те годы ковалась слава таких легендарных хулиганских мест, как "Сокола" (Сокольники), "Таганка", "Пролетарка", "Павеляга" (район Павелецкого вокзала).

Гопники против неформалов
Примерно с середины шестидесятых все чаще происходят драки "по идеологическому" принципу. Поначалу юные представители класса-гегемона просто отлавливали на танцах или в парках тех, кто не соответствовал их представлениям о "настоящем советском человеке": стиляг, битников, хипарей и прочих постоянных героев фельетонов и карикатур в журнале "Крокодил". "Рабочая молодежь" различными способами пыталась убедить всяких "педерастов" (как их любил называть Никита Хрущев) в их неправоте: недовольных били, тут же обстригали припасенными машинками и, вдоволь поиздевавшись, отпускали. Правда, все чаще "неформалы" (это понятие вошло в обиход гораздо позже, в конце 80-х годов) объединялись и давали тем, кого они именовали "гопниками" (по всей видимости, это слово происходит от сленгового "гоп-стоп", обозначающего уличное ограбление), серьезный отпор. Противостояние "гопники" - "неформалы" достигло своего апогея к концу 80-х, когда оно приняло такой размах, что его разрешили "заметить" прессе.

Мама, я любера люблю
Действительно, многие помнят волну насилия, поднявшуюся в перестроечные годы, и связанное с ней понятие "любер". Лю-берами сперва называли себя громилы-культуристы из подмосковного города Люберцы, поставившие непростую задачу - стереть всю неформальную нечисть (металлистов, панков, брейкеров, хиппи, рокеров, фанатов) с лица советской земли. Позже люберами стали для общественного мнения их боевые товарищи из Долгопрудного, Казани и Набережных Челнов, чем, кстати, были весьма недовольны. Все они носили определенную униформу: широкие полосатые или клетчатые брюки, пролетарские кепки, кожаные куртки со значком Ленина на воротнике. Самой обычной практикой стали регулярные "приезды" любе-ров, "Казани" или "Челнов" в столицу Причем о прибытии заранее информировались представители неформалов, чтобы успели собрать силы и оказали достойное сопротивление. "Казань приехала!" - подобный клич проносился по всем московским тусовочным местам, и каждый панк или металлист, способный держать "розочку" от бутылки или деревянный дрын, отправлялся на заранее обозначенное поле битвы.
Тем, кому в то время было от 12 до 20 лет, хорошо помнят побоища, происходившие на Арбате, площади Маяковского, улице Горького, Пушкинской площади, на Казанском вокзале. Кардинально изменились "правила игры" по сравнению с "благородными 50-ми". Все научились махать ногами, подобно героям видеофильмов, разрешили лупить лежачего, бить по паху, использовать опасные бритвы. События конца восьмидесятых отражены даже в кино, известная драма Валерия Рыбарева "Меня зовут Арлекино", вышедшая в 1988 году на "Беларусьфильме", рассказывает о банде подростков из небольшого поселка, воюющих с неформалами.

За "Спартак" пасть порву
С начавшимся затяжным экономическим кризисом и распадом Союза это противостояние практически сошло на нет. Наступило время быстрых денег и заказных убийств, бить друг другу лица стало уже не так интересно. Кое-где по инерции еще сталкивались "гопники" с неформалами, но практически подобная вражда прекратилась. Знамя "героев улиц" подхватили футбольные фанаты. Они бушевали и в восьмидесятые, но середина девяностых стала их настоящим бенефисом. Не проходило и месяца, чтобы Москва не говорила об очередном побоище, сопровождавшем тот или иной футбольный матч. Хорошо организованные группы фанатов не только били друг друга в черте города, но и разъезжали по всем краям нашей необъятной Родины, чтобы кулаками отстаивать там "честь Москвы". Почти каждая игра становилась причиной головной боли у милицейского начальства и жителей прилегающих к стадиону районов. На сегодняшний день с помощью мер, предпринятых руководством МВД, удалось практически вытеснить насилие с трибун спортивных арен.
Правда, теперь все чаще враждующие группировки болельщиков "забивают стрелки" прямо на улицах Москвы, что чревато не только порчей муниципальной собственности, но и большим количеством пострадавших среди простых граждан, случайно очутившихся посреди дерущейся толпы.

Бей негров!
Другим, крайне агрессивным молодежным течением являются скинхеды, или бритотоловые. В большинстве своем последователи учения Адольфа Гитлера, скинхеды ставят своей задачей очистку страны от всех "неславян", а также гомосексуалистов, антифашистов и "жидовствующих демократов". При этом бритоголовые, являясь типично урбанистическим движением, избрали ареной своей борьбы именно улицы российских городов. Они даже любят называть себя английским словом streetfightег, что переводится, как "уличный боец". Нападению скинхедов может внезапно подвергнуться не только "гость столицы", но и тот, кто своим внешним видом оскорбляет лучшие чувства патриотов. Например, злейшими врагами скинхедов являются поклонники негритянской музыкальной культуры из стана рэпперов, предпочитающие одеваться, как их кумиры из нью-йоркских или детройтских гетто. Обычно побоища между ними заканчиваются победой бритоголовых, многие из которых занимаются различными видами единоборств и боксом. Взаимная ненависть рэпперов и скинхедов столь велика, что частенько после столкновений между ними бригадам "Скорой помощи" приходится развозить пострадавших - кого в больницу, кого в реанимацию, а кого и в морг.
Впрочем, нужно отметить, что меломаны вообще крайне ревниво и негативно относятся к любителям других музыкальных направлений. Давно ушли в прошлое времена романтического противостояния истеричных поклонниц творчества Лемешева и Козловского. Забылись уже довольно забавные эпизоды таскания за волосы фанаток ансамбля "Ласковый май" фанатками поп-идола Ромы Жукова. Только старожилы вспоминают битвы на "Маяке" (площади Маяковского) между "депешами с квадратами на голове" (поклонниками британской рок-группы Depeche Mode, делавшими себе стрижки в виде платформы) и панками с разноцветными гребнями. В наши дни продолжают выяснять, чьи любимцы "круче", металлисты с теми же многострадальными рэпперами.

На драку по звонку "мобильника"
Сегодня те, кто принимал участие в уличных драках пятидесятых или восьмидесятых, отмечают, что молодежь стала гораздо более жесткой. Об этом свидетельствует и то, какое оружие нынче используют юные бойцы. "Старую гвардию" ужаснули бы аккуратно нарезанные и заточенные на концах куски арматуры, баллоны со слезоточивым газом, напильники, фомки, цепи со стальным шарами, бейсбольные биты, сигнальные ракеты, запускаемые перед дракой в толпу противников для устрашения. Даже военные ботинки со стальными мысами, пользующиеся большим спросом в магазинах молодежной обуви, являются хорошим подспорьем в уличной свалке. Удар ногой, обутой в такой ботинок, способен покалечить жертву. Добивать поверженных стало уже "хорошим тоном"..Причем бьют упавшего обычно всем кагалом, долго и с нездоровым восторгом. Это и понятно. Драк двор на двор, где каждый знает своего противника, в лицо, сейчас почти нет, сталкиваются совершенно незнакомые подростки из разных районов города. Все чаще современные "махачи" назначаются с применением мобильной связи. Причем по сотовым телефонам не только договариваются о встрече в определенном месте с врагом, но и обзванивают "товарищей по оружию", чтобы сообщить им место сбора.

Если вы хотите уцелеть...
Напоследок несколько советов тем, кто случайно оказался посреди уличной драки и хочет выбраться из этой заварухи с наименьшими последствиями. Самое главное, заметив группу молодых людей с серьезным выражением на лицах, уверенно куда-то направляющихся, постарайтесь сразу же отойти от них как можно дальше. Понять, что ребята готовятся к чему-то серьезному, можно, заметив, как они, подобно боксерам, бинтуют кулаки или прячут за пазухой или в рукавах палки или металлические пруты. Плохим признаком является наличие пустых пивных бутылок у нескольких человек одновременно: стеклянный сосуд можно разбить о голову соперника или сделать из него "розочку". Если уж вам не посчастливилось и неожиданно вы обнаружили себя стоящим между двух враждебных групп, готовых разорвать друг друга, постарайтесь не паниковать. Портфелем или сумкой прикройте голову, другой рукой заслоните жизненно важные органы. В любом случае постарайтесь остаться на ногах, иначе могут просто затоптать. Не пытайтесь убедить дерущихся, что вы здесь оказались случайно, вас все равно никто не станет слушать. Даже когда драка уже закончилась и на место происшествия начали прибывать сотрудники милиции, расслабляться рано. Для стражей порядка главное - задержать хоть кого-нибудь, разбираться будут позже в отделении, в лучшем случае часа через три. Поэтому постарайтесь как можно быстрее покинуть поле боя, это в ваших интересах.