Мониторинг проявлений расизма и ксенофобии в российских СМИ.
Юлия Калинина. Статья. Нет расизму! Московский комсомолец, № 70, 30 марта 2002 г.


Минувшим летом правозащитникам стало казаться, что средства массовой информации нарочито распоясались и стали позволять себе откровенно националистические высказывания. Дабы проверить обоснованность ощущений, Московская Хельсинкская группа провела "Мониторинг проявлений расизма и ксенофобии в российских СМИ". В среду журналистам был представлен промежуточный отчет о ходе исследования….
Москва, по данным правозащитников, гораздо более толерантна и корректна, чем Питер. Случаев использования "языка вражды" в Москве несравнимо меньше, чем в северной столице. Почему? Непонятно. Ведь москвичи настроены резко негативно по отношению к кавказцам - это факт, подтвержденный опросами общественного мнения. Тем не менее газеты практически не позволяют себе резких и оскорбительных высказываний в их адрес.
В ходе дискуссии представитель Института прав человека Левинсон высказал предположение о том, что националистические статьи заказывают правоохранительные органы: "Они таким образом запугивают местных кавказцев и давят на них, чтоб те платили им за крышу, Мол, видите, как население против вас ополчилось. Если правоохранительные органы не будут вас защищать, вам тут жизни не будет".
Версия показалась интересной, однако возникли определенные сомнения. Почему же тогда в Москве не заказывают такие статьи? "А потому что в Москве треть отделений милиции контролируют кавказцы, - захохотал Левинсон. - Но они правильно делают, что ставят своих людей. Только так они могут противостоять.
Ясно было, что Институт прав человека в курсе реального положения вещей. Но если сами правозащитники говорят, что приезжие с Кавказа и из Средней Азии "ставят своих людей", стоит ли им удивляться "языку вражды" в газетах? Наверное, наоборот, надо удивляться, что его так мало.
В конце концов нарисовались три версии появления "языка вражды". Первая - политическая: газетный национализм в дозированном виде нужен Кремлю, чтобы разделять и властвовать.
Вторая - экономическая: люди не любят приезжих и любят читать о них гадости, а газеты пишут то, что любят читать люди, потому что тогда их хорошо покупают.
Третья - реалистическая: язык вражды отражает реальное положение вещей, хотя и в несколько скособоченном виде.