Московское правительство внесло свои предложения в проект концепции миграционной политики, принятый на прошлой неделе российским правительством.
Анастасия Корня. Статья. Все хотят рулить миграционными потоками. Время МН, № 129, 26 июля 2001 г.


Как сообщил вчера председатель столичного комитета по делам миграции Сергей Смидович, московское правительство внесло свои предложения в проект концепции миграционной политики, принятый на прошлой неделе российским правительством.
В Москве убеждены, что власти субъектов Федерации должны играть основную роль в регулировании процессов миграции, а дело центра - позаботиться об общей стратегии, сформировать соответствующую правовую и финансовую базу. И что необходим механизм, который позволял бы центру учитывать потребности регионов. Таким механизмом могло бы стать введение региональных квот на прием "поселенцев", причем эти квоты должны быть обеспечены финансами.
В столице проблема миграции всегда стояла остро. Количество людей, нелегально проживающих сейчас на территории Москвы, в Комитете по делам миграции оценивают в 1 млн, при том что потребность в иностранной рабочей силе оценивается в 50 тыс. человек ежегодно. Нелегальные мигранты не просто создают повышенный криминальный фон и "забывают" заплатить налоги, они еще и перегружают городские системы жизнеобеспечения.
Кроме того, существует еще так называемая маятниковая миграция, то есть люди, приезжающие из дальнего и ближнего Подмосковья. И здесь назревает выяснение отношений с правительством области, бюджет которой страдает, потому что налоговые платежи и отчисления в фонд занятости получает город, а выплаты в основном производятся по месту жительства.
В течение ближайшего месяца столичное правительство должно принять городскую программу регулирования миграции на 2001-2002 гг. Неизвестно, как столичные новации будут стыковаться с федеральными и пока лишь концептуальными разработками, но в Москве уже начали - пока в порядке эксперимента - внедрять систему иммиграционного контроля. С 15 июля пассажиры поездов дальнего следования, прибывающие на Рижский вокзал, заполняют бланки миграционных карт: предполагается, что при удачном исходе эксперимента эти же бланки будут рассматриваться как документ, подтверждающий первичную регистрацию. Пока контроль действует примерно в каждом пятом поезде, но на эксперимент отведено полтора года. Аналогичные пункты предполагается разместить на других вокзалах, в аэропортах и на автомобильных въездах в город.