На минувшей неделе в Москве состоялся Первый Всероссийский фестиваль искусств одаренных детей-мигрантов. Назывался он “Сквозь тернии к звездам”.
Лидия Графова. Статья. Звезды под ногами. Литературная газета, № 49.


На минувшей неделе в Москве состоялся Первый Всероссийский фестиваль искусств одаренных детей-мигрантов. Назывался он “Сквозь тернии к звездам”.
Строгие знатоки с высокими творческими званиями, два дня неотрывно проработавшие в жюри этого необычного фестиваля, говорили, что были счастливы, были поражены, увидев своими глазами, сколько же искрометных юных талантов “понаехало”, оказывается, в Россию.
Но достичь столичной сцены удалось, конечно, лишь малой толике. В 53 регионах России работают 287 мигрантских организаций, и объединяют они около 200 000 переселенцев. Средств, выделенных на проведение фестиваля Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, хватило лишь 14 регионам – отбирались организации, проявившие наибольшую активность в работе с детьми. И все они сначала проводили творческие конкурсы в своих регионах. Судя по отзывам прессы, каждый из этих региональных фестивалей стал ярким событием в жизни местного сообщества. В Москву смогли приехать только 150 победителей региональных конкурсов. Вместе с сопровождающими концертмейстерами и родителями более двухсот человек. Начиная подготовку фестиваля, мы даже не предполагали, что он может стать таким волшебным ключиком, открывающим все недоступные ранее двери. Главным соорганизатором праздника было Московское правительство. Без постоянной поддержки Комитета по общественным и межрегиональным связям мэрии мы не смогли бы получить (бесплатно!) таких престижных залов в центре Москвы, как Словацкий Центр и концертный зал Государственного музея А.С. Пушкина. Четыре комфортабельных автобуса, выделенные мэрией, все три дня обслуживали фестиваль. Высокий уровень организации работы транспорта, проведение экскурсионной программы для участников фестиваля обеспечил туркомплекс “Столица”. Весь процесс подготовки лично курировала первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Л.И. Швецова.
Российский Фонд культуры, Московский фонд культуры, Межрегиональный общественный благотворительный фонд “Новые имена” обеспечили настоящий профессионализм в проведении этого мигрантского фестиваля. Стипендии лауреатам обеспечил Центр народной помощи “Благовест”. Благодаря “Благовесту” каждый участник фестиваля получил подарок. И московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь”, и Содружество добрых самаритян, и дирекция Московского цирка Ю.В. Никулина на Цветном бульваре тоже стали спонсорами. И было у нас все как на “взрослых” фестивалях. Номинации: классическое искусство, народное творчество и эстрадное искусство. Тридцать два лауреата. Семерых из них фонд “Новые имена” решил взять в стипендиаты. Президент этого фонда Иветта Воронова, заслуженный работник культуры РФ, вице-президент Российского Фонда культуры (она была председателем жюри нашего фестиваля) говорит: “На редкость талантливые дети. У них очень разная степень подготовки, но даже в тех, кто обучался, судя по всему, без профессиональных педагогов, чувствуется такая природная одаренность, что было бы очень горько ее дальше не развивать…”
Как известно, самой сочной бывает та трава, что пробивается сквозь асфальт. Для этих детей, у которых в буквальном смысле нет детства (нет родного дома, нет своей заботливой школы, порой нет куска хлеба на обед, и у многих нет кого-то из родителей), для них сопричастность искусству становится главной, если не единственной радостью в жизни.
Достоевский писал, что страдание оттачивает душу человека, как волна камень. У этих маленьких артистов уже взрослые, закаленные души.
“Этот мальчик не умеет улыбаться”, – говорили о 9-летнем Жене Путинцеве из Чечни, живущем сейчас в селе Круглолесском Ставропольского края. Его пожилой отец (Женя поздний ребенок) в прошлой жизни был хормейстером, теперь разводит свиней и коз. Ноги мальчика не доставали до педалей рояля, седовласый отец норовил подставить сыну скамеечку… Женя блистательно сыграл инвенцию Баха.
Костю Кубеция, бежавшего с матерью из Абхазии в Калининградскую область, члены жюри окрестили “будущим Паганини”. Он с такой страстью исполнял сложнейшее произведение Сарасате, что в самом конце у скрипки лопнула струна. Это произвело особый эффект на зрителей. Но переселенческой организации “Дом” теперь придется по второму разу собирать с миру по нитке, чтобы купить “Паганини” новый набор струн.
Худенькая до прозрачности Катя Абрамова, беженка из Чечни, живущая сейчас с мамой в глухом дагестанском селе Ново-Георгиевка, лауреатом не стала. Но сочиненная ею песенка-пародия на мелодию “Черного кота” была горячо встречена зрителями.
Почти о каждом из них можно написать новеллу.
Маленькие артисты, восхитившись в воскресенье достопримечательностями принаряживающейся к Новому году столицы, разъехались в свои трущобы и палаточные лагеря. Что ждет их и других таких же самородков в будущем?