Некоторые процедуры, связанные с реализацией законодательства о привлечении иностранной рабочей силы.
Олег Шакин. Статья. Иностранцы в России. Московская правда, № 45.


Поскольку столичная практика правоприменительной и нормотворческой деятельности зачастую используется в регионах, мы полагаем, что опыт трудоустройства иностранцев в Москве может быть востребован и в другиx городах. Кроме того, эта тема наверняка окажется полезной гражданам, имеющим паспорт одного из государств - участников бывшего СССР, которые работают вне столицы, но подумывают перебраться в Москву.
Итак, допустим, иностранный гражданин так и просится к вам на работу, чтобы занять вакансию продавца. Для вас такой вариант довольно заманчив из-за дешевизны иностранной рабочей силы. Но, оказывается, чтобы нанять какого-нибудь иностранца (хоть француза, хоть украинца), необходимо соблюсти некоторые процедуры, связанные с реализацией законодательства о привлечении иностранной рабочей силы. Иностранцев надо хотя бы учитывать, особенно в Москве. Чтобы понять, как это сделать, давайте обратимся к Распоряжению мэра Москвы от 7 мая 2001 г. № 447-РМ "О порядке учета иностранных граждан, работающих на городских рынках, ярмарках, в торговыx центрах, торговых комплексах, торговых рядах и торговых домах, расположенных на территории г. Москвы".
Итак, как написано в самом документе, сам порядок устанавливается в связи с необходимостью учета большого количества иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на городских рынках (на ярмарках, в торговых центрах и т.п.) на территории Москвы (далее - на городских рынках), в целях защиты рынка труда и в фискальных целях, то есть обеспечения уплаты налоговых и других обязательных платежей и сборов с трудящихся иностранцев.
Учетным же документом является Свидетельство (в Порядке... так и написано - единственное слово с большой буквы). На основании Свидетельства все иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на городских торговых точках, должны быть учтены Комитетом по делам миграции правительства Москвы. В этой структуре Свидетельство и оформляется. Туда же поступают и заявления от работников-иностранцев. Для оформления Свидетельства иностранный гражданин представляет: заявление с указанием фамилии, имени, отчества (если есть), места и года рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность и гражданство, адреса временного пребывания в Москве или Московской области, а также предполагаемого места и срока работы на городском рынке, ярмарке, в торговом центре, торговом комплексе, торговом ряду, торговом доме, расположенных на территории Москвы; копию документа, удостоверяющего личность и гражданство; копию квитанции об оплате за оформление и выдачу Свидетельства.
Свидетельство оформляется на срок до одного года. А все выдаваемые Свидетельства регистрируются Комитетом по делам миграции правительства Москвы в Едином реестре. Приятно, что за оформление и выдачу Свидетельства плата не взимается. Правда, в случае утраты или приведения в негодность этого важного документа гражданам выдается его дубликат. Вот за него плату уже берут, она должна быть равна стоимости затрат на изготовление Свидетельства. Стоимость этих затрат устанавливается Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы.
На самом деле проблема получения Свидетельства затрагивает не только иностранных работников прилавка, но и российских предпринимателей. Как сказано в рассматриваемом документе, сами же управляющие компании и руководители рынков и иных торговых точек, юрлица и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие на городских рынках коммерческую деятельность, обязаны обеспечить во взаимодействии с Комитетом по делам миграции правительства Москвы "полный и достоверный учет всех иностранцев, работающих на городских рынках, предоставлять торговые места по предъявлении Свидетельства".