Прошедшая неделя вновь напомнила обществу о проблеме скинхедов.
Александр Богомолов. Статья. Русские "фанатики". Новые Известия, № 161, 8 сентября 2001 г.


Прошедшая неделя вновь напомнила обществу о проблеме скинхедов. В московских кинотеатрах началась демонстрация фильма - победителя Московского кинофестиваля "Фанатик", рассказывающего о молодом еврее, возглавившем банду неонацистов. А в среду информационные агентства распространили информацию о том, что в больнице умер беженец из Анголы, избитый неизвестными подростками. Милиционеры подозревают, что африканца забили до смерти бритоголовые.

Рабочий класс
Течение скинхедов (бритоголовых) зародилось в Англии в конце 60-х годов. Первоначально скины (так их называют во всем мире) вообще не имели никакого отношения к политическим партиям, их объединяло рабочее происхождение и любовь к пиву, футболу и музыке. Корни движения находятся в лондонских доках, откуда и вышли первые скинхеды. Большинство из них были докерами, подсобными рабочими. Свое свободное время они проводили на улицах, в барах, на концертах музыкантов - выходцев с Ямайки, игравших регги или ска. Нужно отметить, что первые скинхеды вовсе не брили головы "под ноль", их отличали короткие стрижки с бачками (поэтому их еще называли suedeheads - замшевые головы, ведь если провести рукой по таким образом остриженной голове, создается впечатление, что дотрагиваешься до замши).
Специалисты, занимавшиеся историей возникновения движения скинхедов, до сих пор спорят, чем был обусловлен подобный внешний вид. Наиболее очевидной представляется теория, согласно которой скины стриглись для того, чтобы в уличной драке их было невозможно ухватить за волосы. А драться бритоголовым приходилось часто. Район лондонских доков не лучшее место на свете, в английском языке существует емкое определение для подобных кварталов - tough area ("крутой район"). Объединявшимся в группировки скинхедам регулярно приходилось выяснять отношения на улицах Ист-Энда с конкурирующими бандами рокеров и тедди-бойз (любителями рок-н-ролла). В этом противостоянии присутствовал определенный политический момент: скины, большинство из которых были сторонниками классовой теории, причисляли (как, впрочем, и до сих пор причисляют) себя к рабочему классу, а рокеры и тедди-бойз, по их мнению, олицетворяли собой буржуазию. Свою пролетарскую сущность бритоголовые подтверждали и определенным стилем одежды: тяжелые докерские ботинки "Доктор Мартене" со стальными мысами, защищавшими ноги от падения тяжелого груза, джинсы, клетчатые рубашки, военные куртки. Практически обязательными для каждого уважающего себя скина были подтяжки. Широкое распространение получили татуировки, молодежь накалывала себе отличительные знаки: паутину на локте, бульдога, британский флаг, ботинки.
Первое послевоенное поколение охотно приняло новую моду: банды скинхедов стали появляться во всех городах Англии. Участились и побоища с рокерами на улицах городов, что вызвало гневную реакцию правительства. Летом 1969 года, на который пришелся расцвет первой волны движения, ни один уикенд не обходился без драк на морском побережье близ Брайтона. Правда, вскоре полиция начала предпринимать решительные шаги, многие скины оказались за решеткой, и банды начали постепенно разваливаться. Однако начало 80-х ознаменовалось новым всплеском интереса молодежи к скинхедам. Но к этому времени в едином прежде течении произошел раскол по политическому принципу. Самым мощным направлением второй волны стало движение наци-скинхедов.

Власть белым!
У скинов шестидесятых годов практически не было никаких расовых предрассудков. Среди них было много негров, чаще всего выходцев с Ямайки. Они, правда, не любили азиатов: пакистанцев, индийцев. Но здесь примешивалась рабочая сущность скинхедов - пакистанцы очень часто выступали в роли штрейкбрехеров в дни забастовок. Единственным политическим объединением, в которое входили бритоголовые, была так называемая Антипакистанская лига, основным занятием членов которой была организация стычек с азиатами. К началу - 80-х скинхедами, движением весьма радикальным, уже "плотно занимались" различные партии националистического толка, в числе которых выделялись крайне правые - Британская национальная партия и Национальный фронт.
Мощным оружием пропаганды идей расового превосходства стала музыка. До сих пор кумиром наци скинов всего мира остается Ян Стюарт, основатель музыкального стиля Rock against communism ("Рок против коммунизма"), или RAC, и солист группы "Скрюдрайвер". Ансамбль гастролировал по всей стране, активно выпускал альбомы, распространявшиеся как в Англии, так и за ее пределами. Взяв на вооружение лозунг White power! ("Власть белым!"), скинхеды принялись громить негритянские кварталы, нападать на общежития выходцев из Азии, избивать партийных деятелей-коммунистов. Росту числа наци скинхедов способствовала проводимая правительством Маргарет Тэтчер жесткая политика. Массовое недовольство подушным налогом и закрытием убыточных предприятий нередко выплескивалось в бунты, направленные против небританцев, "захвативших власть на Старом Альбионе".
Истерию вокруг движения скинхедов начала раздувать пресса. Но эффект был обратным. Имидж скинов оказался чрезвычайно привлекательным для националистически настроенной молодежи других стран. Германия, США, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Югославия, Чехословакия вдруг стали испытывать те же проблемы, что и Великобритания. Бритоголовые проводили по улицам европейских и американских городов демонстрации под знаменами со свастиками и кельтскими крестами, жгли общежития иммигрантов, избивали представителей сексуальных меньшинств. В конце 80-х скинхеды появились даже на территории СССР, в прибалтийских республиках, хотя этот факт старательно замалчивали газеты и сотрудники всевозможных органов. Они называли себя наследниками "лесных братьев" и как могли боролись с "оккупационным режимом". Характерным отличием прибалтийских наци служили особые кепки из джинсовой ткани, внешне напоминающие головные уборы эсэсовцев. Многие из них гордились родственниками, служившими в рядах СС в годы Великой Отечественной. С распадом Союза ненавидеть стало некого, и скинхеды в Прибалтике практически сошли на нет.
Говорить о точном времени появления скинхедов в России не представляется возможным. Еще в конце 80-х в небезызвестном кафе "Лира" помимо различных неформалов собирались молодые нацисты. Многие из них были членами общества "Память", кто-то занимался сбором немецкой формы и оружия, оставшихся после войны, по лесам и деревням, остальные просто не любили "всякую нечисть". Первые упоминания о "русских скинхедах" относятся к 1991 - 1992 годам. Именно тогда в западных СМИ появляются материалы о зарождающемся движении бритоголовых в России. На одном из снимков, датированных 1992 годом, трое бритоголовых ребят позируют, выбрасывая руки в нацистском приветствии, в стенах клуба Sexton F.O.Z.D., где в то время собирались байкеры, панки и металлисты.

Великая сила искусства
Пожалуй, определяющим для отечественной скин-тусовки стал 1994 год, когда в России на видеокассетах появился кинофильм Джеффри Райта Romper Stomper, название которого в переводе на русский звучало как "Бритоголовые", или "Скины". Действительно неплохой фильм, получивший немало наград на международных кинофорумах, рассказывает о небольшой банде австралийских скинхедов, пытающихся "очистить" Зеленый континент от китайских иммигрантов. Насмотревшись на "подвиги" главного героя ленты, играет которого "оскароносец" Рассел Кроу, и его товарищей, многие русские молодые люди отправлялись в ближайшую парикмахерскую, дабы сделать себе актуальную стрижку "под ноль". Число сторонников нового для России движения увеличивалось как на дрожжах. К этому моменту "старые" скинхеды уже успели наладить определенные контакты с зарубежными соратниками из таких стран, как Венгрия, Германия, Югославия, Польша и Италия. Они учили восприимчивую молодежь, как правильно одеваться, какую музыку слушать, как вести себя, кого необходимо бить. Участились случаи нападений на тех, кто не соответствует представлениям об арийском типе человека. А "лицам негритянской национальности" вообще стало опасно появляться на улицах, ведь именно они стали главной мишенью бритоголовых. Вдобавок чернокожие студенты из Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы активно промышляли торговлей наркотиками, чего скины им простить никак не могли. Сам этот вуз находится на улице Миклухо-Маклая, поэтому с двух ее концов, на "Юго-Западной" и "Беляево", сформировались большие группировки наци. Во второй половине 90-х этот район частенько становился ареной "расовых зачисток". После крупных побоищ КПЗ окрестных отделений милиции были буквально забиты татуированными бритоголовыми и запуганными донельзя гостями из Африки.
Необходимо отметить, что обычно большинство сотрудников МВД относятся к скинхедам весьма лояльно. Вряд ли найдется хоть один "действующий" бритоголовый, ни разу не побывавший в милицейских застенках. Чаще всего срок пребывания в "обезьяннике" ограничивается тремя часами, после чего, подписав протокол об административном правонарушении ("ругался матом, справлял нужду в неположенном месте" и т.п.) и получив для острастки дубинкой по спине, юный борец за торжество белой расы отправлялся домой зализывать раны и готовиться к следующим битвам.
Бывает, что скинхеды проводят в отделении сутки или трое, но случаи уголовного преследования крайне редки. Если же отдельный бритоголовый все же попадает в СИЗО, то группировка, членом которой он является, старается поддерживать его материально, заботится о привлечении хорошего адвоката.

"Кровь и честь", "Хаммерскинс" и другие
Неприязнь к официальным политическим формированиям осталась у скинхедов, пожалуй, еще с конца 60-х. Различные партийные функционеры не раз пытались вербовать в свои ряды бритоголовых. Обычно все их старания оканчивались безрезультатно. Движение скинов по сей день является сугубо неформальным. Ни Русское национальное единство, ни более мелкие партии вроде Русского национального союза никогда не пользовались в среде бритоголовых особым почетом. Даже пресловутое объединение "Русский хозяин", о роли которого в организации погрома на рынке в Ясеневе весной нынешнего года не писал только ленивый, не имеет никакого авторитета в скин-тусовке. Как считают сами скинхеды, лидер "Русского хозяина" Александр Червяков не имеет никакого отношения к тому погрому, просто он зарабатывает на шумихе вокруг неонацистов политический капитал. Основной же структурой, объединяющей бритоголовых, были и остаются неофициальные группировки. Только в Москве на сегодняшний день их существует порядка десятка. Наиболее известные - это "российские отделения" международных объединений наци Blood and Honour ("Кровь и честь") и Hammerskins ("Хаммерскинс") - члены этой группировки избрали своим символом шагающие молотки из знаменитого фильма Алана Паркера "Стена". Другие филиалы этих банд действуют во всех странах Европы, в США, Канаде, Австралии, некоторых государствах Южной Америки. Но, пожалуй, наиболее опасной являлась ныне не существующая группировка под странным на первый взгляд названием "Объединенные бригады-88". "ОБ-88" были собраны из представителей нескольких молодежных скин-группировок (отсюда и "Объединенные бригады"), а "88" - это принятый среди неонацистов всего мира несложный шифр, обозначающий две восьмых по счету буквы латинского алфавита - "Н". Именно с двух этих букв начинается немецкое приветствие Heil Hitler! ("Хайль Гитлер!"), печально памятное многим жертвам фашизма.
Но если скинхедов мало кому удавалось привлечь на свою сторону, то сами они вели активную пропаганду среди молодежи. Наибольшей популярностью исповедуемые бритоголовыми идеи пользуются в среде футбольных фанатов. Нередко с трибун московских стадионов несется "Россия для русских" или "Негры, убирайтесь" в адрес чернокожих футболистов. Участвуют фанаты и в акциях скинхедов. Что самое интересное, во время этих побоищ забывают о непримиримой вражде болельщики "Спартака", ЦСКА и "Динамо". Очень часто репортажи о подобных акциях выносятся на первые полосы газет, а слухи о них еще долго гуляют по городу. Достаточно вспомнить два побоища в День города на Манежной площади в 1998-м и 1999-м, когда скинхеды нападали на посетителей рэп-концертов, серьезные беспорядки, которые происходят каждый год на празднике газеты "Московский комсомолец" в "Лужниках", или уже упомянутый погром на ясеневском рынке накануне дня рождения Гитлера. Но широкой публике становится известна лишь малая часть происходящего. Осталось практически незамеченным то кровавое месиво, которое устроили 18 марта 2000 года на фестивале рэп- и панк-музыки "Бит-Битва" бритоголовые. В тот день около тысячи неонацистов с разных сторон атаковали молодых людей, собравшихся перед концертом на ступеньках Дворца спорта "Динамо" на улице Лавочкина. Правда, немалая доля ответственности за то побоище лежит на организаторах концерта, не обеспечивших охрану мероприятия. В конце концов прибывшим силам ОМОНа удалось оттеснить скинхедов от дворца, после чего машины "Скорой помощи" одна за другой увозили пострадавших, среди них оказался и один из сотрудников MTV, которому воткнули в шею отвертку. Другим событием, оставшимся без внимания СМИ, стал срыв антифашистского концерта во Дворце, культуры на Ленинградском проспекте весной 2000 года. Главной причиной, побудившей бритоголовых на этот шаг, стало убийство их соратника осенью 1999 года во время концерта группы Spitfire в одном из московских клубов. В очередной раз собрав около тысячи скинхедов, их лидеры блокировали буквально все подступы к месту проведения антифашистского музыкального действа. Тех, кто напоминал потенциального посетителя концерта, жестоко избивали в метро, троллейбусах или же на улице.

Мы принесли с собой кое-что: ненависть, ненависть, ненависть
Часто задают вопрос: какой же идеологии придерживаются скинхеды? Основным пунктом их программы, безусловно, является ненависть. Это слово очень часто появляется даже в татуировках бритоголовых. Ненависть к черным, желтым, картавым, кучерявым, "голубым", смуглым, черноволосым объединяет этих молодых людей. Хотя каждый из них, будучи спрошенным о причинах нелюбви к "чужакам", будет долго рассказывать о жидо-масонском заговоре, происках сионистов, черной и желтой угрозах, засилье кавказцев на рынках, их основным инстинктом является патологическое неприятие различного рода меньшинств. Для воплощения своей ненависти они не приемлют никаких политических шагов, главное оружие их борьбы - насилие. По некоторым данным, общее число бритоголовых в России достигает 10 тысяч человек. И с каждым годом это число увеличивается с катастрофической скоростью. Причем, если в Москве движение уже идет на спад, то провинциальные скинхеды все чаще поднимают свои бритые головы. По-видимому, социальная неустроенность нашего общества еще долго будет служить причиной роста популярности националистических идей.