О проблемах миграции в Москве.
Ирина Подлесова. Статья. Лимита ХХI века. Известия, № 127 Стр. 2


Вчера правительство Москвы приняло городскую программу регулирования миграции населения на 2002- 2004 годы. Без лимитчиков столице по-прежнему не обойтись, ведь они обеспечивают своей рабочей силой важные секторы экономики - строительство, транспорт, коммунальное хозяйство.
В то же время, как отмечено в постановлении правительства Москвы, миграция несет с собой и реальную угрозу экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Учет и контроль - главное в регулировании миграции. Учет более-менее наладить удалось. Во всяком случае, правительству Москвы известно, что ежедневно в столицу бывает до 3 миллионов человек (жители Подмосковья, работающие в Москве, тоже относятся к мигрантам), что 600-800 тысяч человек живут в Москве без регистрации. Нелегалы приезжают заработать, но налогов не платят, хотя городской инфраструктурой пользуются активно.
Наладить контроль должным образом пока не удавалось. Решить проблему призвана принятая вчера программа. Она предполагает прежде всего создание сети пунктов миграционного учета на железнодорожном и автомобильном транспорте. Кстати, такой эксперимент уже идет на Рижском вокзале.
Правительство считает, что с нелегалами лучше всего бороться силами самих мигрантов. В качестве одной из основных задач программа определяет постепенное замещение иностранной рабочей силы, к которой относятся и выходцы из ближнего зарубежья, работниками из регионов России, в первую очередь из областей Центрального федерального округа. Предполагается нанести удар и по фирмам, использующим труд нелегалов, - "сдерживание экономическими и организационными методами использования низкооплачиваемого труда мигрантов" записано в программе.
Намечено также "сократить эмиграционный отток научно-технического и творческого потенциала, направленного за пределы России с целью выезда за рубеж на постоянное место жительства". Правда, конкретные меры удержания этого самого потенциала в России не названы. Реализовывать программу должны все силовые структуры, административные и законодательные органы, транспортные и строительные организации, социальные службы, профсоюзы - в общем, всем миром, но главными все равно остаются силовики. Без них ни строительную фирму не проверить, ни медицинское освидетельствование переселенцев не провести, ни нелегала из столицы не выслать.
Программа предусматривает работу со всеми категориями мигрантов, но реальнее всего она сможет перекрыть доступ нелегальной рабочей силе из ближнего зарубежья - их просто видно невооруженным глазом. А вот для людей, получивших статус беженца или вынужденного переселенца, новая программа предусматривает социальную поддержку Например, "оказать содействие в предоставлении социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам, предусмотренных законодательством РФ", "содействовать обеспечению летним отдыхом детей беженцев", "содействовать организации культурных программ" и "организовать обучение русскому языку детей". Микрорайон Востряково так и останется районом для беженцев, с жильцами будут заключать краткосрочные договоры аренды, но федеральное правительство должно позаботиться об их переселении в другие регионы. Программой еще предусмотрено проведение московско-берлинских семинаров по обмену опытом работы, но это вряд ли напрямую коснется мигрантов. Как, впрочем, и семинары в Вене, и конференции в европейских странах.
Любая программа требует денег. Реализация программы регулирования миграции в 2002 году обойдется в 153 783,2 тысячи рублей, из них 101 424,2 тысячи рублей - из бюджета Москвы.