Профилактика экстремизма, воспитание уважения к людям разных национальностей.

Мария Соколова. Статья. Национализм - привилегия взрослых? Вечерняя Москва, № 223, 29 ноября.

На днях у нас с мужем вышел спор "по национальному вопросу". Я заявляла, что не хочу, чтобы наши девочки учились в классе, где почти одна треть - дети азербайджанских, армянских, таджикских беженцев. Эти ребята плохо говорят по-русски и тем самым здорово тормозят образовательный процесс.

За это высказывание муж обвинил меня в расизме.

Люди разных национальностей, давно живущие в столице или приехавшие сюда недавно, должны иметь равные возможности на все: образование, работу, медицинское обслуживание, - утверждал он. - В Нью-Йорке же живут и белые, и черные, и мексиканцы, и испанцы. Они пользуются одинаковыми социальными благами и считают себя американцами. Вот и у нас не нужно устраивать гетто для нерусского населения. Пусть их дети занимаются с нашими.

Если уж эти люди приехали в столицу, тут работают и учатся, пусть выучат наш язык и уважают наши обычаи, - не соглашалась я. - В том же Нью-Йорке, мой милый, официальный язык - английский, а культура - англосаксонская. И будь ты трижды мексиканец или китаец, либо не лезь со своим уставом в уже сложившийся мир, либо живи в своем квартале и не высовывайся оттуда.

Муж тяжело вздохнул и... согласился, что поведение отдельных "лиц" на рынках его тоже раздражает. А потом посоветовал подумать, важна ли мне национальность лучшей подруги-армянки и как я отношусь к полуночным воплям пьяных русских подростков на улицах.

Но это - спор взрослых. А как же к "национальному вопросу" относятся дети? Те, кто через несколько лет станет определять лицо Москвы. Готовы ли они мирно жить в одном городе с теми, кто отличен от большинства? Чтобы выяснить это, я пошла в среднюю общеобразовательную школу № 1250 Северного округа и попросила старшеклассников ответить на такие вопросы:

• Важно ли вам, какой национальности ваши одноклассники? Если да, то почему?

• Выбирая друзей, смотрите ли вы на их национальность?

• Знаете ли вы традиции своего народа?

• Если ваш друг другой национальности, рассказываете ли вы ему о традициях и обычаях своего народа?

• Вызывает ли у вас отторжение какая-нибудь национальность и почему?

• Как вы можете охарактеризовать представителей своего народа?

Практически всем, а всего было опрошено 28 человек, большинство из которых - русские, старшеклассникам абсолютно все равно, какой национальности их одноклассники. Да и для дружбы национальность не имеет значения - "все зависит от личных качеств человека". Только один назвал себя "борцом за чистоту расы", которого возмущает, что "исконно русские города переполнены представителями других народов". Впрочем, даже его национальность друзей волнует "редко". Отсюда вывод первый: значит, только мы, ушибленные советским интернационализмом взрослые, беспокоимся об "образовательном процессе", о том, что "Москва превратилась в аул".

Главные претензии, которые высказывали мальчики и девочки к представителям других народов ("кавказцев", "чеченцев", "азиатов"), в том, что "они не умеют себя вести, не уважают других людей, презрительно относятся к русским", "плохо пахнут", "везут в Москву наркотики", "бескультурные и злые". Вывод второй: дети повторяют стереотипы взрослых, ведь к своим одноклассникам и их родителям "кавказской национальности" они относятся более чем лояльно.

Большинство ребят написало, что знает традиции и обычаи своего народа, но какие конкретно, назвать не смогли. Соответственно, они об этих традициях никому ничего не рассказывают. В то же время "представители своего народа" ребятам очень даже нравятся. По крайней мере, в хвалебных эпитетах они себе не отказывали. "Мы умные, смелые, хитрые, открытые, целеустремленные, талантливые, свободолюбивые, волевые, гордящиеся своим менталитетом, самые читающие в мире, добрые, гостеприимные и вообще просто очень хорошие люди", - написали школьники. Вывод третий, последний: современная молодежь гораздо терпимее и снисходительнее, нежели взрослые, относится к проживающим в Москве представителям разных национальностей и вероисповеданий. И хочется надеяться, что у нас действительно растет новое поколение, не зараженное идеями национализма и борьбы за чистоту расы. Каким же оно вырастет на самом деле, зависит от нас.