По разным оценкам, в том числе МВД, в 9-миллионной столице только нелегалов проживает от 900 тысяч до 3 миллионов. Причем темпы освоения ими Москвы таковы, что ученые заговорили об изменении этнического лица города. Владимир Емельяненко. Статья. Столица России не знает своего настоящего лица. Известия, № 102.

Вслед за восторженными отзывами по поводу преображения Москвы из золушки социализма в принцессу среди столиц мира встал вопрос цены. И сразу обнаружилось, что "один из красивейших городов мира" строится и обновляется руками миллионов иностранцев, которые, заработав, не собираются обратно. По разным оценкам, в том числе МВД, в 9-миллионной столице только нелегалов проживает от 900 тысяч до 3 миллионов. Причем темпы освоения ими столицы таковы, что ученые заговорили об изменении этнического лица города.

На первый взгляд ничего особенного не происходит: доля русских в Первопрестольной по-прежнему составляет 89-90%, а численность населения увеличивается не за счет естественного прироста, а благодаря миграции. Так, еще переписи 1776 и 1882 годов показали, что соответственно 67,3% и 73,8% жителей города родились вне его пределов. Однако, если раньше мигрантами были выходцы из средней полосы России, немцы, французы, татары и евреи, то сегодня у миграции ярко выраженный южно-азиатский акцент. Основной приток новых москвичей идет из стран Закавказья, Средней Азии и (в меньшей мере, но стремительно растущими темпами) благодаря китайцам и вьетнамцам.

Причем, как признал в кулуарах высокопоставленный чиновник московского правительства, миграция стала "практически малоуправляемой". Точнее, на смену "золотому веку", когда в Белокаменную можно было попасть благодаря учебе, браку или вожделенному лимиту, пришел механизм регистрации. Как он работает, показывает исключительно официальная статистика МВД 1996 года (более поздней просто нет), которая отмечает резкий рост закавказской миграции в Москву - 17,1%. Из них 10,6%, то есть абсолютные лидеры, - армяне. В основном армяне, грузины и азербайджанцы перебираются не из российских регионов, а из своих стран. И до 85% из них - мужчины трудоспособного возраста.

Выходцы из Закавказья настолько прочно обосновались в столице, что перетягивают сюда своих земляков. Да так успешно, что утраченные было национальные районы, в прошлом "слободки", вновь формируются в Москве. В Солнцеве и на Юго-Западе столицы относительно компактно проживают армяне, в Измайлове - азербайджанцы, в Марьиной Роще - грузины. Правда, и ученые, и чиновники столичного правительства категорически отрицают возможность создания этнических кварталов в столице, считая их нетрадиционными для Москвы. При этом городские власти справедливо полагают, что появись подобные гетто, они будут способны расколоть единый город.

Однако эти заявления опровергают факты. Так, наряду с закавказскими районами в столице формируются и азиатские. Последние носят лоскутный характер и мигрируют в рамках городской среды. Как правило, азиатские поселения образуются в районах заводских общежитий (Очаково, где обосновались китайцы, метро "Автозаводская", где есть и китайцы, и вьетнамцы) или в местах развитой сети рынков (метро "Савеловская", "Домодедовская", "Планерная"). Власти десятилетиями убеждают, что возникшая проблема, в том числе набирающего обороты "самопального" жилищного строительства вьетнамских "бунгало" и китайских переносных домиков "на курьих ножках", разрешаема. Но бунгало и домики как бросались в глаза нетипичной "архитектурой", так и продолжают не радовать глаз. И, пожалуй, являют собой карикатуру на вполне узаконенное явление - "чайна-тауны" в мегаполисах мира.

Опять же если в Европе или Америке есть примерная статистика китайской миграции, то у нас достоверным считается лишь исследование 1997 года, когда китайцев и вьетнамцев "вычислили" по числу абонентов пейджинговых станций. По исследованию пятилетней давности, китайцев в Москве 30-40 тысяч, вьетнамцев - 20-30 тысяч. Учитывая, что резко снизился образовательный ценз всех мигрантов, не могущих позволить себе не то что пейджер, а съемное жилье (как кавказцы, так и китайцы часто арендуют однокомнатные квартиры на 7-15 человек), то достоверной данную статистику можно назвать с натяжкой.

Еще большие сложности с "родной" среднеазиатской миграцией. Она часто носит "колониальный" характер. В силу крайней бедности такие мигранты, особенно таджики, селятся землячествами в сельской местности или на подмосковных дачах (за работу на участке и за кусок хлеба), так что вычислить их практически невозможно.

В целом же достоверной информации не только по нелегалам --по численному и национальному составу Москвы нет ни у кого. Есть выборочные данные микропереписи 1994 года, которая показала снижение доли русских по сравнению с 1989 годом, украинцев (с 2,8% до 2,4%), белорусов (с 0,8% до 0,7%), евреев (с 2% до 1,3%) и существенный прирост южной миграции. Но время, когда миграция внесла существенное оживление в экономику, сменяет другое - когда миграция усиливает конкуренцию на рынках труда и жилья. А значит, если не знать нового этнического лица города, то межэтнические вспышки, подобные погромам на рынках в Царицыне и Ясеневе, будут и впредь застигать общество врасплох.

Справка "Известий"

Первые данные о численности москвичей - косвенные и относятся к концу XVI века, когда население города насчитывало около 200 тысяч человек, что по тем временам было сопоставимо с главным городом Европы - Парижем. Уже тогда в столице жили литовцы и поляки, армяне и грузины, татары, в Немецкой слободе селились шведы, англичане, немцы, голландцы, французы и испанцы. По мере роста города (1868 г. - 416,4 тыс., 1882 г. - 753,4 тыс., 1897 г. - 1 млн 426 тыс.) росло и число представителей разных национальностей и вероисповеданий. Так, в 1882 году православных было 92,8%, протестантов - 2,05%, раскольников - 2,7%, иудеев - 2%, католиков - 1,24%, мусульман - 0,26%, армян-григорианцев - 0,1%, остальных - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Эти данные, за вычетом сокращения числа православных и роста мусульман в столице, в примерных пропорциях сохранились до последней переписи 1989 года. В настоящее время достоверной информации о национальном составе жителей Москвы нет.