В законе “О правовом положении иностранных граждан” отсутствуют четко прописанные процедуры. А там, где российскому чиновнику дается свобода выбора, он начинает придумывать собственные правила, фактически вынуждая граждан нарушать этот самый закон.

Страна.Ру, 18 февраля. Филипп Стеркин. Статья. Фобии мигрантов.

Выдача миграционных карт продолжает обрастать самыми невероятными слухами, каждый из которых способен посеять панику среди и без того издерганных милицейскими проверками гостей из ближнего зарубежья. Именно они стали главными жертвами "карточной системы". Руководство МВД называет большинство проблем, связанных с выдачей миграционных карт, надуманными. Однако их бы вовсе не стало, если бы в законе “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и различных подзаконных актах была бы прописана детальная процедура оформления карточек.

Миграционная карта должна вручаться бесплатно каждому въезжающему в Россию иностранцу. Те же, кто уже находится на ее территории, должны получать этот документ в ОВИРах. Их выдача должна была начаться 1 ноября 2002 года, когда вступил в силу закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. И изначально предполагалось, что за два месяца все иностранцы, находящиеся в России, должны обзавестись этим документом, посетив местные ОВИРы. Однако, как это часто бывает, ведомства за законом не поспели. Одним из первых регионов, который начал “составлять картотеку”, стала Москва, где этот документ начали выдавать в конце ноября. Ну а срок, в течение которого иностранцев должны переписать, передвигали все дальше и дальше, и сейчас “время Ч” переместилось на начало лета.

Как рассказал начальник столичного УВИРа Александр Барабанщиков, приезжие не особенно охотно идут в ОВИРы. Люди боятся легализации из-за того, что жили в России без регистрации. Получить ее весьма официально непросто, а как считают многие иностранцы, без этого штампа миграционную карту никто не выдаст. Некоторые даже собираются специально выехать из России, а потом вернуться, чтобы на границе оформить новый документ. В действительности же необходимости в таких маневрах нет. “Отсутствие регистрации не является основанием для отказа в выдаче миграционной карты, - рассказал Стране.Ru Александр Барабанщиков. - Другое дело, что после получения карты иностранец должен в течение трех дней зарегистрироваться. Кроме того, он может одновременно пройти регистрацию, и получить карту. Но вообще-то люди сами себя запутали”.

На самом деле, г-н Барабанщиков не совсем прав. Запутали людей, скорее законодатель и МВД. Ни в одном нормативном акте нет даже четкого перечня документов, которые нужно сдать для получения миграционной карты. А из прочтения некоторых из них можно сделать вывод, опровергающий слова милиционеров. Так, в приказе МВД от 21 ноября 2002 года “Об утверждении инструкции по выдаче, оформлению и учету миграционных карт паспортно-визовыми подразделениями и подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ” есть пункт, согласно которому сотрудник ОВИРа должен проверить “правильность заполнения миграционной карты иностранным гражданином и наличие у него оснований (регистрации) для законного нахождения на территории РФ”. Другой же пункт гласит, что тот же сотрудник ОВИРа “после проверки миграционной карты проставляет отметку о регистрации согласно записи о регистрации иностранного гражданина, оформленной паспортно-визовым подразделением до его заявления о получении миграционной карты”.

Иными словами, оформлять карту нужно одновременно с пропиской. Однако в последний момент МВД разослало телеграмму, которой опровергло собственный приказ. Этим письмом ведомство окончательно запутало своих сотрудников. Ну, а рядовые граждане о нем и вовсе не знают. Добиться же каких-либо разъяснений от не слишком вежливых в подавляющей массе сотрудников ОВИРов не так-то просто. Тем более размещенные на стендах справки требуют от мигрантов обзавестись не только пропиской, но даже справкой из ДЕЗа об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

Все это лишь подтверждает правоту тех, кто критиковал закон “О правовом положении иностранных граждан” за отсутствие в нем четко прописанных процедур. А там, где российскому чиновнику дается свобода выбора, он начинает придумывать собственные правила, фактически вынуждая граждан нарушать этот самый закон. Так что выдворять иностранцев, не решающихся легализоваться, - все равно, что поставить на дорогах светофоры с красным и желтым светом, и начать штрафовать за проезд на не зеленый свет.