27 мая в столичной школе № 653 специалисты городского департамента образования и регионального управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ провели семинар для педагогов на тему “Социально-психологическая адаптация детей вынужденных мигрантов в Москве: роль этнокультурного фактора”.

Известия, № 92. Наталья Гранина. Статья. Мат – первый признак адаптации.

Во вторник в столичной школе № 653 специалисты городского департамента образования и регионального управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ провели семинар для педагогов на тему "Социально-психологическая адаптация детей вынужденных мигрантов в Москве: роль этнокультурного фактора".

В Москве уже второй год работает экспериментальная программа по адаптации маленьких мигрантов к столичной жизни. В пяти московских школах (№№ 729, 653, 476, 276 и 157) для них организованы специальные классы, рассчитанные на 180 мест. Однако из-за недостатка информации не все они заполнены. Пока есть свободные места и на будущий учебный год. По информации Елены Омельченко, исполнительного директора центра межнационального образования "Этносфера", сегодня большинство задействованных в программе школьников - это афганцы. Дело в том, что в Москве почти 90% зарегистрированных беженцев относятся именно к этой национальности.

- Но если родители обращаются к нам, даже не имея официального статуса мигранта, мы никому не отказываем, - пояснила "Известиям" Елена. - В нулевых классах основной упор делается на изучение русского языка. С ребятами и учителями активно работают психологи. В образовательную программу входят воспитание толерантности и профилактика экстремизма. В школах создаются интернациональные клубы, где дети лучше узнают друг друга; организуются вечера национальной кухни, куда каждый приносит любимое блюдо.

Как отмечают психологи, в обычной гимназии или детсаде дети мигрантов чувствуют себя неуютно. В первую очередь сказываются языковой барьер и национальная культура. Например, в разных обществах приняты разные дистанции для общения. Восточные люди более близко стоят друг к другу. Европейцы - на некотором отдалении. Из-за этого у афганца при разговоре с русским может возникнуть убеждение, что им брезгуют, его не принимают. Обычные жесты у иракцев, афганцев и таджиков могут иметь различные значения. Свою лепту в детский дискомфорт вносят и учителя, которые очень часто на подсознательном уровне негативно относятся к "инородцам" - не так одеты, не так себя ведут. Преподаватели должны находить подход и к родителям. Мусульмане предпочитают дистанцироваться от педагогического процесса. Сдали детей в школу, а дальше пусть учителя голову ломают, что с ними делать. Однажды был случай, когда молодая девушка-педагог на общем собрании прилюдно отчитала папу-чеченца за поведение сына. Разразился настоящий скандал. Мужчина посчитал себя до глубины души оскорбленным. У мусульман не принято, чтобы женщина делала замечание мужчине.

- Спецподготовка рассчитана на год, - рассказывает Сусанна Оратунян, директор школы № 729. - И после нее мы замечаем, что дети становятся совсем другими. И если в словарном запасе ребенка появились элементы ненормативной лексики - значит, он готов к нормальной жизни. Сами понимаете, что проект матерщине не учит. Просто малыш начал тесно общаться со сверстниками и может заниматься в любой школе.

В дальнейшем опыт миграционного эксперимента распространят на все учебные учреждения столицы. Как заявил Юрий Горячев, заместитель руководителя московского департамента образования, "как бы границу ни закрывали, количество приезжих будет постоянно увеличиваться. И школы должны встретить их во всеоружии". Уже в сентябре для московских педагогов планируют организовать курсы по основам миграционного права, чтобы они могли знать права и обязанности беженцев.