Председателю Московской городской Думы Платонову В.М.

Уважаемый Владимир Михайлович!

В соответствии с Регламентом МГД вношу проект Закона г. Москвы "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" взамен ранее зарегистрированного (03.05.2000г.).

Приложение: Проект Закона на 12 листах;

Пояснительная записка на 4 листах.

24 января 2001 годаЗ.Ф.Драгункина (Подпись на подлиннике)

Взамен ранее зарегистрированного

П Р О Е К Т

Внесен: Депутатом МГД З.Ф.Драгункиной.

"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

1. Должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и Уставом города Москвы в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления города Москвы, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, организациями города.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью города Москвы.

3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

4. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

5. Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка, определенные в Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иные права, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в случае их нарушения на территории города Москвы.

Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Правовые основы деятельности Уполномоченного

Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

2) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению прав, свобод и законных интересов ребенка;

3) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

4) совершенствование законодательства города Москвы о правах, свободах и законных интересах ребенка;

5) разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов среди детей и их законных представителей;

6) содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

7) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее, как правило, высшее юридическое образование, не совершившее порочащих его поступков, обладающее общественным авторитетом, необходимыми знаниями проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

Статья 5. Назначение на должность Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Московской городской Думой по представлению главы Московской городской администрации, которое вносится в Московскую городскую Думу не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

2. Уполномоченный назначается на должность большинством голосов от общего числа депутатов Московской городской Думы.

3. Назначение на должность Уполномоченного оформляется постановлением Московской городской Думы.

4. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Московской городской Думы присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права, свободы и законные интересы ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и города Москвы, справедливостью и голосом совести".

Присяга приносится непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

5. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

6. Московская городская Дума назначает на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 6. Условия выполнения Уполномоченным своих обязанностей

1. Уполномоченный не может совмещать свою работу с деятельностью в качестве депутата Московской городской Думы и любых иных органов представительной власти всех уровней, входить в состав органов местного самоуправления, занимать должность в других органах государственной власти, быть членом политических партий и иных политических общественных объединений.

2. Уполномоченный не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.

В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит требования, установленные настоящей статьей, его полномочия прекращаются и Московская городская Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного досрочно прекращаются в случае:

а) занятия деятельностью, не совместимой с должностью Уполномоченного;

б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

в) письменного заявления Уполномоченного о сложении своих полномочий;

г) прекращения Уполномоченным гражданства Российской Федерации;

д) неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять обязанности Уполномоченного;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного либо о признании его недееспособным;

ж) объявления Уполномоченного безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, вступившему в законную силу;

з) смерти Уполномоченного;

и) совершения поступка, позорящего честь и достоинство Уполномоченного или умаляющего авторитет института Уполномоченного.

3. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится Московской городской Думой по представлению главы Московской городской администрации или группы депутатов Московской городской Думы численностью не менее пяти человек.

4. Постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Московской городской Думы.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Московской городской Думой в течение 30 дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.

6. Истечение срока полномочий Московской городской Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Глава III. Принципы деятельности и компетенция Уполномоченного

Статья 8. Принципы деятельности Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.

2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, общественными и иными некоммерческими организациями.

3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав, свобод и законных интересов ребенка.

Статья 9. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций города.

2. В целях выполнения своих задач Уполномоченный:

а) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на

решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций города, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка;

б) проверяет по собственной инициативе, а также в связи с обращениями Московской городской Думы или главы Московской городской администрации сообщения о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка;

в) оказывает детям, а также их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

г) обращается в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка в случаях прямо предусмотренных законом, либо предлагает обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам;

д) принимает участие лично либо через своего представителя в установленных законом случаях и формах в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

е) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между:

- детьми, а также их законными представителями, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления города Москвы, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, организациями города, действия которых обжалуются, с другой стороны;

- детьми, с одной стороны, и их законными представителями, с другой стороны;

ж) направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления города Москвы, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, руководителям организаций города, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;

з) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка;

и) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления города Москвы предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

к) принимает участие в разработке нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка;

л) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;

м) вносит на рассмотрение Московской городской Думы и главы Московской городской администрации вопросы о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;

н) направляет в компетентные органы ходатайство о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка.

3. Уполномоченному по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, принадлежит право законодательной инициативы в Московской городской Думе.

4. Уполномоченный обладает правом внесения на рассмотрение Московской городской администрации проектов распорядительных документов по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

5. По окончании календарного года Уполномоченный составляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка и направляет его в Московскую городскую Думу и главе Московской городской администрации.

По отдельным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка Уполномоченный может направлять специальные доклады в Московскую городскую думу и главе Московской городской администрации.

Статья 10. Гарантии деятельности Уполномоченного

Уполномоченный в целях реализации своих задач имеет право:

1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов города Москвы, руководителями организаций города, администрацией мест ограничения свободы;

2) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций города по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

3) по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы города Москвы, организации города;

4) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний;

5) получать разъяснения от органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций города по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки обращения (жалобы);

6) самостоятельно или совместно с соответствующими органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением прав, свобод и законных интересов ребенка, проводить проверку деятельности организаций и ведомств города, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка;

7) принимать участие в заседаниях Московской городской Думы, Правительства Москвы, других коллегиальных органов Московской городской Думы и Московской городской администрации по вопросам, связанным с защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

8) в случае грубого, систематического или массового нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка выступить с докладом на заседании Московской городской Думы и Правительства Москвы.

Статья 11. Рассмотрение Уполномоченным обращения (жалобы)

1. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный руководствуется требованиями федерального законодательства и Закона города Москвы "Об обращениях граждан".

2. Получив обращение (жалобу) Уполномоченный вправе:

а) принять обращение (жалобу) к рассмотрению;

б) передать обращение (жалобу) органам государственной власти, органам местного самоуправления города Москвы, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям города, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;

в) разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов;

г) отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению с указанием мотивов отказа.

3. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный обязан предоставить возможность органам государственной власти, органам местного самоуправления города Москвы, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям города, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

4. Уполномоченный не может передавать обращение (жалобу) или поручать проверку обращения (жалобы) органам государственной власти, органам местного самоуправления города Москвы, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям города, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

5. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) Уполномоченный обязан известить заявителя в месячный срок.

Статья 12. Оказание содействия Уполномоченному и принятие мер по результатам его рассмотрения

1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, государственные и муниципальные служащие, руководители организаций города обязаны в двухнедельный срок бесплатно предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного, необходимые для осуществления его полномочий, а также давать разъяснения о юридическом и фактическом обосновании своих решений и действий (бездействии).

2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления города Москвы, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, руководителям организаций города, в компетенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного направляются им в соответствующие федеральные органы.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления города Москвы, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, руководители организаций города, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухнедельный срок и уведомить Уполномоченного о принятых мерах в письменной форме. В случае если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения

Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов. О времени и месте рассмотрения Уполномоченный должен быть извещен не позднее, чем за три дня.

4. В случае нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка федеральными органами и организациями Уполномоченный обращается к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации либо в другие федеральные органы.

5. Уполномоченный в установленном порядке безвозмездно обеспечивается документами, принятыми органами государственной власти, органами местного самоуправления города Москвы, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Московской городской Думой и Московской городской администрацией.

6. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления города Москвы, государственными и муниципальными служащими, руководителями организаций города обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускается и влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

7. Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется в средствах массовой информации.

Глава IV. Рабочий аппарат Уполномоченного

Статья 13. Служба Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве

1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается рабочий аппарат - Служба Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве.

2. Уполномоченный и его Служба являются государственным органом города Москвы с правом юридического лица, имеет счета в банке, печать и бланки с изображением герба города Москвы и своего наименования.

3. Уполномоченный:

а) руководит работой Службы и утверждает положение о ней;

б) определяет численность, штатное расписание, структуру Службы в пределах сметы расходов;

в) решает иные вопросы деятельности Службы.

4. Уполномоченному, замещающему государственную должность города Москвы категории "А", устанавливается денежное вознаграждение и надбавки к нему в размере денежного вознаграждения министра Правительства Москвы и надбавок к нему.

Индексация или повышение денежного вознаграждения Уполномоченного осуществляется в размерах и сроки, предусмотренные для государственных служащих города Москвы.

Лица, замещающие в Службе Уполномоченного должности, учрежденные для исполнения и обеспечения полномочий Уполномоченного, являются государственными служащими города Москвы.

Должностные оклады государственных служащих города Москвы в Службе Уполномоченного устанавливаются на уровне должностных окладов государственных служащих города Москвы в аппарате Правительства Москвы.

Оплата труда лиц, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям государственной службы города Москвы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Уполномоченного, производится в размерах и пределах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы.

5. Помещение для размещения Уполномоченного и его Службы предоставляется Московской городской администрацией в бессрочное безвозмездное пользование.

Статья 14. Финансирование деятельности Уполномоченного

Средства на финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы.

Статья 15. Общественные помощники Уполномоченного

Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.

Положение о помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.

Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.

Статья 16. Общественный экспертный совет при Уполномоченном

Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном может создаваться Общественный экспертный совет по вопросам, касающимся прав, свобод и законных интересов ребенка, состоящий из специалистов, имеющих необходимые знания в этой области.

Положение об Общественном экспертном совете и его состав утверждается Уполномоченным.

Глава V. Заключительные положения

Статья 17. Сроки представления и назначения на должность первого Уполномоченного

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона глава Московской городской администрации вносит в Московскую городскую Думу представление о кандидате на должность Уполномоченного.

Московская городская Дума в течение 30 дней принимает решение относительно представленного кандидата на должность Уполномоченного в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пункт 3 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу с момента внесения дополнения в Устав города Москвы об отнесении Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

Мэр города Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

" ____" _________________ 200__ г.

№ ______

ОТВ.ИСПОЛНИТЕЛЬ: ДЕПУТАТ ДРАГУНКИНА З.Ф. тел. 928 11 49 (Подпись на одлиннике)

УПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МЭРА

МОСКВЫ В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕПЕТРОВ А.В.

НАЧАЛЬНИК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО

ОТДЕЛА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫКРЫЛОВ А.В.

(Подпись на подлиннике)

Пояснительная записка

к проекту Закона города Москвы

"Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве"

В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией происходит рост числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы проверок прокуратуры, информация органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в РФ, сообщения СМИ, факты, приводимые общественными и иными некоммерческими организациями, свидетельствуют, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция значительного увеличения количества нарушений прав, свобод и законных интересов детей. Нарушаются права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Нарушаются основополагающие (конституционные) права детей: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на жилище, работу, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, создание семьи и т.д. Имеются факты нарушения прав детей, находящихся в государственных детских учреждениях.

Дети - одна из самых незащищенных групп населения, что обуславливает: с одной стороны, - возможность легкого и часто безнаказанного нарушения их прав и законных интересов недобросовестными чиновниками и недобропорядочными гражданами, а с другой, - неспособность детей самостоятельно защищать свои права и законные интересы установленным законом способом. Квалифицированная юридическая помощь профессиональных юристов, адвокатов для детей, как правило, недоступна. Ситуация с соблюдением, защитой и восстановлением прав ребенка столь серьезна, что в 1998г. был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

В Российской Федерации, в Москве существует разветвленная сложившаяся в течение длительного времени структура органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как местного самоуправления - органы опеки и попечительства, ведомственные - органы образования, внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты и т.д., так и надведомственные - органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), компетенция которых в этой части закреплена в законах или иных нормативных правовых актах. Однако, реальное положение дел, многочисленные факты говорят о том, что в настоящий момент государство имеющимися средствами не может в полной мере выполнять свои обязанности по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.

Имеет место распыленность функций обеспечения и защиты государством прав и законных интересов детей между различными государственными органами. Администрация детских учреждений, специалисты по охране прав детства не могут противостоять грубым и систематическим нарушениям прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за отсутствия квалифицированных специалистов, юридических знаний, материально-технической базы.

Механизм правового регулирования вопросов обеспечения и защиты прав и законных интересов детей на федеральном уровне часто оказывается несостоятельным и бездействует. Реализация законодательства в этой области в Москве сталкивается с противодействием недобросовестных чиновников и недобропорядочных граждан. По сути дела, законодательство не отвечает реальной ситуации и отсутствует механизм ответственности за бездействие уполномоченных государственных органов и организаций.

Следует учитывать, что город несет значительные расходы на воспитание, обучение, материальное обеспечение детей, прежде всего тех из них, кто находится в трудной жизненной ситуации. Но эти расходы оказываются напрасными, если в результате нарушения прав детей они гибнут или опускаются на социальное дно. Кроме того, город вынужден осуществлять затраты, связанные с восстановлением нарушенных прав данной категории лиц.

Усиливаются опасные тенденции потомственного сиротства и криминализации среди выпускников сиротских учреждений, так как, оставшись один на один со своими проблемами, они часто просто не имеют другого выбора.

Также очевидно, что государство исключительно собственными силами, без "общественной составляющей" уже не в состоянии эффективно обеспечивать и защищать права и законные интересы детей.

В сложившейся ситуации необходимы новые, дополнительные к существующим средства контроля, защиты и восстановления прав и законных интересов детей. Эти дополнительные средства должны соединить в себе силу и возможности как государства, так и общества. Мировое сообщество уже выработало такие механизмы - их роль исполняет институт уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена по правам детей). Отличительной особенностью омбудсмена по правам детей должна быть его независимость и подчинение деятельности единственному приоритету - улучшению положения детей и соблюдению прав ребенка.

Основываясь на международном опыте, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти, местного самоуправления города Москвы, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, организациями города предлагается создать службу Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем докладе за 1999 г. предлагает учредить должность уполномоченного по правам ребенка. Комитет ООН по правам ребенка рассмотревший в сентябре 1999 г. второй периодический доклад Российской Федерации о положении детей, рекомендовал России создать на федеральном и региональных уровнях должности независимого омбудсмана по вопросам детей в качестве независимого контрольного механизма для рассмотрения вопросов соблюдения законодательства в отношении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. Конвенции ООН о правах ребенка.

Уполномоченный призван решать следующие задачи:

- обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов ребенка, содействовать беспрепятственной реализации и восстановлению прав и законных интересов ребенка;

- содействовать совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка и законодательства города Москвы о правах ребенка;

- разъяснять права детям и их законным представителям;

- содействовать деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим организациям в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Один из основных принципов деятельности Уполномоченного - взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, организациями, ответственными за обеспечение и защиту прав и законных интересов ребенка, а также сотрудничество с общественными и иными некоммерческими организациями.

В Москве имеются необходимые условия для создания института Уполномоченного по правам ребенка. Наработана позитивная практика выполнения данных функций общественными организациями. Отлажен механизм конструктивного взаимодействия и сотрудничества по данным проблемам между государственными органами и общественными организациями.

С 1998 г. в пяти субъектах РФ (Волгоградская, Калужская, Новгородская области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) созданы институты уполномоченного по правам ребенка.

Опыт действующих уполномоченных по правам ребенка показал, что общим для уполномоченного является:

- право беспрепятственного доступа к детям, прежде всего, в детских учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов;

- право на обращение в различные органы власти и управления для устранения выявленных нарушений прав детей в сочетании с обязанностью этих органов немедленно отреагировать на обращение уполномоченного и принять меры к устранению нарушения прав, свобод и законных интересов детей или конкретного ребенка;

- предоставление возможности самим детям обратиться к уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;

- пропаганда идей Конвенции ООН о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей в соответствии с Конвенцией;

- подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей.

Одновременно опыт деятельности уполномоченных по правам ребенка указанных территорий показал, что для эффективной работы уполномоченных требуется принятие соответствующего регионального закона, которым бы определялась компетенция уполномоченного, его место в сложившейся системе государственных органов и учреждений, порядок назначения и т.д. Кроме того, необходимо определение приоритетов в деятельности уполномоченного и, прежде всего, выделение наиболее уязвимых категорий детей, на защиту прав и интересов которых будет направлена его деятельность.

Принятие данного законопроекта потребует внести дополнения в следующие законодательные акты города Москвы:

1) в Устав города Москвы в части отнесения Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, и в части отнесения к ведению Московской городской Думы назначения Уполномоченного,

2) в Закон города Москвы от 29 октября 1997 года "О государственной службе города Москвы" в части отнесения должности Уполномоченного к государственным должностям города Москвы,

3) в Закон города Москвы от 14 декабря 1994 года № 22 "О законодательных актах города Москвы" в части отнесения Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

Предполагается, что Служба Уполномоченного будет состоять из 10 человек. По оценкам специалистов, годовые затраты на содержание Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата (Службы Уполномоченного) будут составлять порядка 1 500 000 рублей по состоянию на 2001 год (из них: ФОТ и начисления - 900 000 руб., материальные затраты - 600 000 руб.).

В настоящем проекте Закона учтены замечания и предложения, высказанные депутатами Московской городской Думы на совместном заседании Комиссии по социальной политике и Комиссии по законности и безопасности, состоявшемся 10 апреля 2000 г. по вопросу "О проекте Закона города Москвы "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве", где данный законопроект был поддержан.

Ответственный исполнитель: Депутат Драгункина З.Ф.: тел. 928-11-49

(Подпись на подлиннике)