Председателю Московской городской Думы Платонову В. М.

Уважаемый Владимир Михайлович!

В соответствии со статьей 56 Регламента Московской городской Думы вношу
проект Закона города Москвы "Об уполномоченном по правам человека в городе Москве".

Предлагаю назначить дату 1-го чтения 28 февраля 2001 года и
определить докладчиком депутата Московской городской Думы Загребного Ю. Л.

Приложение:

1. Проект Закона города Москвы "Об уполномоченном по правам человека в городе Москве" - на 17 листах.

2. Пояснительная записка - на 3 листах.

21 февраля 2001 года Ю.Л.ЗАГРЕБНОЙ

(Подпись на подлиннике)

ПРОЕКТ
Внесен: депутатом МГД Загребным Ю.Л.

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в городе Москве

1. Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Уставом города Москвы в целях обеспечения гарантий государственной защиты человеческого достоинства, прав и свобод человека и гражданина, нарушаемых государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также содействия деятельности органов государственной власти в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Уполномоченный не входит в структуру каких-либо государственных органов и при осуществлении своей деятельности независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.

Статья 2. Задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) содействие реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

3) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

4) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, и приведению их в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;

5) развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Правовая основа деятельности Уполномоченного

1. Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом и иными законами города Москвы и настоящим Законом.

2. Введение режима чрезвычайного или военного положения не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет за собой изменения его компетенции.

ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, постоянно проживающий на территории города Москвы или Московской области.

2. Кандидат на должность Уполномоченного должен пользоваться авторитетом у общественности и иметь опыт в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Уполномоченный не может одновременно являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

4. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

5. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются.

Статья 5. Порядок назначения на должность Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Московской городской Думой сроком на пять лет путем тайного голосования на альтернативной основе.

2. Кандидатуры на должность Уполномоченного могут быть предложены:

- Мэром Москвы;

- депутатами, депутатскими группами в Московской городской Думе;

- органами местного самоуправления;

- общественными объединениями, действующими в городе Москве и зарегистрированными в установленном порядке, одной из уставных целей которых является защита или содействие защите и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

3. Не позднее, чем за месяц до дня рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного Московской городской Думой проводятся открытые общественные слушания по кандидатурам на должность Уполномоченного с обязательным участием кандидатов.

4. Уполномоченный считается назначенным на должность, если за его кандидатуру было отдано более половины голосов от общего числа депутатов.

5. В случае, если ни один из кандидатов не получил более половины голосов от общего числа депутатов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Назначенным на должность считается кандидат, получивший большее число голосов.

6. Московская городская Дума назначает на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 6. Вступление в должность Уполномоченного

1. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги следующего содержания:

"Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, быть беспристрастным и руководствоваться только законом и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Московской городской Думы в присутствии Мэра и членов Правительства Москвы не позднее 10 дней со дня назначения Уполномоченного.

Статья 7. Основания и порядок освобождения Уполномоченного от должности

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 4 настоящего Закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

3) прекращения гражданства Российской Федерации;

4) выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы и Московской области.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Московской городской Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением Московской городской Думы, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов.

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 8. Компетенция Уполномоченного

1. Уполномоченный:

1) рассматривает жалобы от граждан и организаций на решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина;

2) ведет производство по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, возбужденным по жалобам или по собственной инициативе;

3) направляет решения по рассмотренным им делам государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам;

4) обращается в органы прокуратуры или в суд в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина нормативными правовыми актами города Москвы;

5) руководит работой Приемной Уполномоченного;

6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

2. Проекты нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, представляются на рассмотрение (утверждение) соответствующего органа государственной власти города Москвы при наличии официального заключения Уполномоченного. Заключение Уполномоченный обязан предоставить не позднее двух недель со дня получения проекта нормативного правового акта.

3. По вопросам своего ведения Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

4. Уполномоченный вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и материалы, объяснения от государственных органов, органов местного самоуправления города Москвы области, территориальных органов государственной власти по города Москве и должностных лиц;

2) получать объяснения от должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению;

3) проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности государственных и муниципальных учреждений, относительно которых он располагает информацией о грубых или массовых нарушениях прав человека;

4) по его требованию быть незамедлительно принятым любым должностным лицом органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы;

5) принимать участие в заседаниях Московской городской Думы и Правительства города Москвы с правом совещательного голоса;

6) по вопросам, входящим в его компетенцию, иметь свободный доступ в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также негосударственными организациями на территории города Москвы, независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности.

Статья 9. Решение по поступившей жалобе

1. Получив жалобу либо обращение, Уполномоченный принимает одно из следующих решений:

1) принять жалобу к производству;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты нарушенных прав и свобод;

3) передать жалобу либо обращение компетентному органу либо должностному лицу для разрешения по существу;

4) отказать в принятии жалобы либо обращения к рассмотрению с разъяснением заявителю причин отказа.

2. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный в установленный законом срок обязан известить заявителя.

Статья 10. Порядок подачи жалоб Уполномоченному

1. Жалоба Уполномоченному должна быть подана в письменной форме не позднее одного года со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о нарушении. Жалоба может быть подана лично, через представителя, либо направлена по почте.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа или должностного лица, решения или действия (бездействие) которого обжалуются, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушающих, по мнению заявителя, права и свободы человека и гражданина. Жалоба должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе заявителя, если она была рассмотрена в судебном или административном порядке.

3. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 11. Производство по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина

1. При производстве по делу о нарушениях прав и свобод человека и гражданина (далее - производство по делу) Уполномоченный вправе обратиться к компетентным органам или должностным лицам с предложением провести проверку всех или части обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Уполномоченный обязан информировать заявителя о ходе производства по делу и по его завершении сообщить о результатах.

3. Уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу, действия которого обжалуются, возможность предоставить свои объяснения по вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.

4. В случае, если в процессе производства по делу Уполномоченный приходит к выводу о наличии признаков уголовно наказуемого деяния, он передает имеющиеся в его распоряжении материалы органам, к ведению которых отнесено возбуждение уголовного преследования, известив об этом заявителя.

5. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе производства по делу сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их согласия.

Статья 12. Производство по делам о массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе возбудить производство по собственной инициативе.

Статья 13. Меры воздействия, применяемые Уполномоченным

1. По результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека решениями или действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, либо их должностных лиц, Уполномоченный вправе:

1) направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, рекомендации относительно необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений в будущем, уведомив об их содержании вышестоящие органы либо вышестоящее должностное лицо;

2) внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

2. В случае, если дело о нарушениях прав и свобод человека и гражданина касается решений или действий (бездействия) государственных органов Российской Федерации, судов, исправительных учреждений, прокуратуры и других правоохранительных органов либо представительств других субъектов Федерации и иностранных государств на территории города Москвы, а также других субъектов, в отношении которых Уполномоченный не может вынести обязательное для них решение, он может направить им предложения, передав материалы дела Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в другой компетентный орган.

Статья 14. Гласность деятельности Уполномоченного

1. Уполномоченный выступает с официальными заявлениями по ситуации с правами и свободами человека и гражданина в города Москве, ежегодно направляет Московской городской Думе и Мэру города Москвы официальный отчет о положении в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а за месяц до окончания своих полномочий направляет итоговый отчет. Ежегодный и итоговый отчеты Уполномоченного заслушиваются на открытом заседании Московской городской Думы.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав человека Уполномоченный направляет в Московскую городскую Думу и Мэру города Москвы специальные доклады.

3. Городские издания, одним из учредителей (соучредителей) являются органы государственной власти либо полностью или частично финансируемые из городского бюджета, обязаны не позднее, чем в недельный срок публиковать отчеты Уполномоченного и не позднее, чем в трехдневный срок публиковать его официальные заявления.

4. Уполномоченный имеет право на выступление в электронных средствах массовой информации (далее - СМИ), чья деятельность полностью или частично финансируется из средств городского бюджета. Уполномоченный имеет право получить эфир в электронном СМИ не позднее, чем через двадцать четыре часа после направления официальной заявки на выступление. Время для выступления предоставляется на безвозмездной основе и должно составлять не менее пятнадцати минут еженедельно.

Статья 15. Обжалование действий Уполномоченного

Действия Уполномоченного могут быть обжалованы в суде в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются по истечении срока, на который он был назначен, исчисляемого с момента принесения присяги.

2. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев.

Статья 17. Оказание содействия Уполномоченному и исполнение его решений

1. Государственные органы, органы местного самоуправления города Москвы и их должностные лица обязаны оказывать содействие Уполномоченному и предоставлять по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий, а также объяснения относительно юридического и фактического обоснования своих решений или действий (бездействия).

2. Запрошенные Уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть направлены ему не позднее чем в двухнедельный срок с момента получения запроса. При необходимости указанный срок может быть продлен по согласованию с Уполномоченным.

3. Орган или должностное лицо, получившие обращение, рекомендации либо представление Уполномоченного, обязаны рассмотреть его в месячный срок и направить Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах. В случае, если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.

4. Неисполнение руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование его деятельности в любой форме влечет за собой привлечение виновных к административной и дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 18. Аппарат Уполномоченного

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается его аппарат. Аппарат Уполномоченного обладает правами юридического лица, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

2. Уполномоченный:

1) руководит работой аппарата и утверждает положение о нем;

2) определяет численность, структуру и штатное расписание аппарата в пределах сметы расходов;

3) назначает на должность руководителя и сотрудников аппарата и распределяет между ними обязанности;

4) решает иные вопросы деятельности аппарата.

3. По вопросам, связанным с деятельностью аппарата, Уполномоченный издает приказы.

4. Сотрудникам аппарата выдаются удостоверения установленного образца.

5. Сотрудникам аппарата, уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе производства по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью Уполномоченного.

6. Сотрудники аппарата Уполномоченного в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы и несут ответственность за результаты деятельности в подведомственном им направлении.

7. В случае временного отсутствия Уполномоченного, он может возложить исполнение части своих обязанностей (за исключением вынесения решения по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина) на руководителя аппарата.

8. На сотрудников аппарата Уполномоченного распространяется действие законодательства Российской Федерации и города Москвы о государственной службе.

Статья 19. Общественный совет и Экспертный совет по вопросам прав и свобод человека и гражданина

1. При Уполномоченном для оказания ему консультативной помощи может создаваться "Экспертный совет по вопросам прав и свобод человека и гражданина" (далее - Экспертный совет), состоящий из лиц, имеющих необходимые познания в этой области.

2. Положение об Экспертном совете, его персональный состав и размер оплаты труда его членов утверждаются Уполномоченным.

3. С целью обеспечения взаимодействия между Уполномоченном и общественностью создается "Общественный совет по вопросам прав и свобод человека и гражданина города Москвы" (далее - Общественный совет). Члены Общественного совета работают на общественных началах.

Статья 20. Финансирование деятельности Уполномоченного

1. Финансирование деятельности Уполномоченного, его аппарата и Экспертного совета осуществляется из средств городского бюджета и предусматривается в нем отдельной строкой.

2. Уполномоченный самостоятельно утверждает смету расходов в пределах выделенных средств.

3. Проект сметы расходов на очередной финансовый год заблаговременно направляется Уполномоченным в Правительство города Москвы области для учета его при составлении проекта городского бюджета.

4. Для финансирования незапланированных мероприятий Уполномоченный может обращаться к Московской городской Думе с просьбой выделить дополнительные средства.

5. Одновременно с ежегодным и итоговым отчетом Уполномоченного на заседании Московской городской Думы заслушивается его отчет о расходовании финансовых средств. Копия отчета направляется в Правительство города Москвы.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Статья 22. Назначение на должность первого Уполномоченного

1. Назначение на должность первого Уполномоченного происходит в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

2. Финансирование деятельности первого Уполномоченного и его аппарата в период до принятия городского бюджета на очередной финансовый год определяется специальным постановлением Московской городской Думы.

ОТВ. ИСПОЛНИТЕЛЬ

Депутат Московской

городской Думы

Ю.Л.ЗАГРЕБНОЙ

925 18 42

(Подпись на подлиннике)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МЭРА

МОСКВЫ В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ А.В.ПЕТРОВ

(Подпись на подлиннике)

НАЧАЛЬНИК ГОСУДАРСТВЕННО ПРАВОВОГО

ОТДЕЛА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ А.В.КРЫЛОВ

(Подпись на подлиннике)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона города Москвы

"Об уполномоченном по правам человека в городе Москве"

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.2, ст.18) и Уставом города Москвы (ст.14) человек, его права и свободы являются высшей ценностью; права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации, в том числе на территории города Москвы, положение с соблюдением прав человека нельзя признать удовлетворительным; поступает много обращений (жалоб) о нарушениях прав граждан в органы государственной власти, суд, прокуратуру, органы местного самоуправления города Москвы, в другие органы, а также в неправительственные организации.

Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и субъектов (ст.72 Конституции). В соответствии с Федеральным конституционным Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ст.5) город Москва как субъект РФ может учреждать должность уполномоченного по правам человека в соответствии с Уставом города Москвы.

Правовой институт Уполномоченного по правам человека дополняет правовую систему город Москвы. Учреждение института Уполномоченного по правам человека позволит более оперативно реагировать на нарушения прав жителей столицы, будет способствовать дальнейшему развитию механизма защиты и дополнительных гарантий прав человека.

Представленный законопроект был направлен на юридическую экспертизу Федеральному Уполномоченному по правам человека Миронову О.О. Полученные замечания учтены авторами законопроекта.

Концепция законопроекта учитывает положительный опыт и развивает (дополняет) отдельные положения аналогичных законов субъектов РФ.

В соответствии с проектом Закона кандидатуры на должность Уполномоченного могут быть предложены наряду с Мэром Москвы и депутатами (депутатскими группами) Московской городской Думы - общественными объединениями, уставной целью которых является защита прав человека (п.2 ст.5)

Не позднее чем за месяц до дня рассмотрения Московской городской Думой вопроса о назначении на должность уполномоченного по правам человека проводятся общественные слушания по кандидатурам на должность Уполномоченного с обязательным участием кандидатов (п.3 ст.5).

Проекты законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, представляются на рассмотрение (утверждение) органа государственной власти города Москвы при наличии официального заключения Уполномоченного. Заключение Уполномоченный обязан предоставить не позднее двух недель со дня получения проекта нормативного правового акта (п.2 ст.8).

Уполномоченный вправе обращаться с законодательной инициативой в Московскую городскую Думу по вопросам своего ведения (п.3 ст.8).

Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению не только в случае, если по данному вопросу уже имеются решения, принятые ранее по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст.10). Это положение законопроекта основывается на конституционной норме (ст.33) о праве граждан на обращения в любые государственные органы.

Поскольку в Уставе города Москвы отсутствует положение, предусматривающее институт уполномоченного по правам человека, необходимо дополнить Устав статьей об уполномоченном по правам человека, а также внести дополнение в части субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

Депутат Московской городской Думы

Ю.Л.ЗАГРЕБНОЙ

(Подпись на подлиннике)