Заключение на проект закона

"Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве"

Заключение старшего научного сотрудника
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
кандидата юридических наук Руднева В.И.

Данный законопроект изучен. Принятие указанного закона должно способствовать в еще большей степени охране прав и свобод человека и гражданина, развивать дополнительные механизмы защиты прав и свобод в этом направлении.

Вместе с тем, по проекту закона имеются некоторые замечания и предложения. Часть из них обусловлена необходимостью расширения компетенции Уполномоченного по правам человека в городе Москве и, соответственно, наделения его определенными правами.

Как известно, в настоящее время принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Мировые судьи являются судьями субъекта Российской Федерации, в том числе и в г.Москве. Мировые судьи будут рассматривать гражданские, уголовные, административные дела, относящиеся к их компетенции. Представляется, что Уполномоченный по правам человека в г. Москве мог бы иметь право знакомиться с уголовными делами, которые были рассмотрены мировыми судьями и по которым приговор вступил в силу. Может быть, такое же право Уполномоченный по правам человека мог бы иметь и в отношении рассмотренных судьями гражданских, административных дел. Возможно, что Уполномоченный по правам человека мог бы иметь право не только ходатайствовать об истребовании вышестоящей инстанцией такого дела, но и мог бы иметь право принести протест на состоявшееся судебное решение мирового судьи. Думается, что разработчики проекта закона могли бы обратить внимание на это обстоятельство.

В связи с этим, хотелось бы сказать о следующем. В настоящее время ставится вопрос о том, чтобы Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации имели право знакомиться с уголовными делами, по которым приговор вступил в законную силу, рассмотренными федеральными судьями. Такое право имеет пока только Уполномоченный правам человека в Российской Федерации. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ таких прав не имеют. Представляется, что подлежит обсуждению наделение Уполномоченного по правам человека в г.Москве правом ознакомления с уголовными делами, рассмотренными федеральными судьями, по которым приговор вступил в законную силу.

В ст.ст. 11 и 12 законопроекта говорится о производстве по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, а также о массовых нарушениях прав и свобод. Предусмотрено возбуждение Уполномоченным по правам человека в г.Москве производства. Представляется, что следует более подробно установить или разработать саму процедуру производства по делу о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Разработка такой процедуры, на наш взгляд, весьма важна, так как позволит Уполномоченному более эффективно защищать права и свободы человека и гражданина.

Касаясь наделения другими правами Уполномоченного по правам человека в г.Москве, хотелось бы обратить внимание на особенность, присущую именно г.Москве. Подавляющее число лиц, осужденных в г.Москве судьями общей юрисдикции, направляется для отбывания наказания за пределы г.Москвы, так как на территории столицы почти нет исправительных учреждений. Таким образом, жители г.Москвы отбывают наказание в виде лишения свободы в других субъектах РФ, что противоречит положениям Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Отбывая наказание за пределами г.Москвы, осужденные, бывшие жители столицы, нуждаются в защите их прав и свобод, в том числе и со стороны Уполномоченного по правам человека. Разумеется, что большую пользу в этом направлении им мог бы оказать Уполномоченный по правам человека в г.Москве, поэтому, возможно, необходимо наделить Уполномоченного правом посещения исправительных учреждений, находящихся за пределами г.Москвы, в других субъектах РФ.

На наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о наделении Уполномоченного дополнительными гарантиями деятельности, заключающимися в возможности беспрепятственного выполнения поставленных перед ним задач. Думается, что следовало бы обсудить вопрос о предоставлении Уполномоченному каких-то гарантий неприкосновенности, например, запрета привлечения к административной ответственности без согласия Московской городской Думы, запрета производства обысков в занимаемом им помещении и т.д.

Что касается задач, которые стоят перед Уполномоченным, то, возможно, к их числу можно было бы добавить правовое просвещение в области защиты прав и свобод человека. Это направление в деятельности Уполномоченного могло бы способствовать повышению информированности населения г.Москвы о своих правах, способах их защиты.

Касаясь требований, которым должен соответствовать кандидат на должность Уполномоченного, возможно, следовало бы уточнить или формализовать понятие "познания в области прав и свобод человека и гражданина". Может возникнуть вопрос, если, например, на должность будут претендовать несколько кандидатов: у кого из них познания в области прав и свобод человека и гражданина больше, глубже и т.д.

Возможно, следует предусмотреть, чтобы кандидатуры на должность Уполномоченного заранее были опубликованы в некоторых (официальных) средствах массовой информации. Может быть, жители г.Москвы и Подмосковья могли бы сообщить что-то положительное или отрицательное о кандидатах, что впоследствии способствовало бы объективности оценок о том или ином кандидате на должность Уполномоченного.

Рассматривая ст.ст 7 и 16 законопроекта, можно сказать, что в некоторой степени содержание их повторяется, также положения одной статьи развиваются другой. Так, если в ст.7, в частности, говорится о досрочном прекращении полномочий, то в ст.16 говорится о том, что в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен на должность в течение двух месяцев. Исходя из этого, возможно, ст.ст.7 и 16 можно было объединить в одну статью.

Достоинством законопроекта является наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы. Может быть, в проекте следовало бы сказать, что к Уполномоченному могли бы обращаться граждане со своими предложениями по совершенствованию законодательства, в том числе и в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Старший научный сотрудник
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук

Руднев В.И.