6 февраля Юрий Лужков на заседании столичной Думы утвердил на должность Уполномоченного по правам ребенка исполнительного директора благотворительного центра "Соучастие в судьбе" Алексея Голованя.
Мы поздравляем Алексея и приводим отклики СМИ, посвященные этому событию.
далее...

 


 

30 МАЯ 2001 ГОДА МОСГОРДУМА ЕДИНОГЛАСНО ПРОГОЛОСОВАЛА
ЗА ПРИНЯТИЕ ЗА ОСНОВУ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ ПРОЕКТА ЗАКОНА МОСКВЫ
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

С внесением поправок до 13.00 час. 25 июня 2001 года, когда, собственно, и можно ожидать окончательного принятия закона.

Время новостей, № 94, 31 мая 2001 г. Иван Сухов. Статья. Чиновник для ябед.

В преддверии Дня детей, который отмечается 1 июня, столичные депутаты решили предпринять практический шаг для защиты прав и свобод малолетних соотечественников. Вчера Мосгордума одобрила во втором чтении законопроект "Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве". По мнению автора проекта Зинаиды Драгункиной, существующие инстанции, в компетенцию которых входит защита детских прав, с задачей не справляются. "Защищать надо не только сирот и инвалидов, - пояснила она. - Часто в тех семьях, которые с виду кажутся вполне благополучными, ребенок оказывается в очень плохих условиях, и здесь тоже надо что-то делать".
Детский омбудсмен будет каждые пять лет утверждаться Думой по представлению мэра. По статусу -- это государственный служащий категории "А", то есть той же, что мэр и сами депутаты. Таким образом, уполномоченному будет предоставлена независимость от властей. Более того, он сам должен вносить законопроекты, которые помогут ему работать, и раз в год отчитываться о своей деятельности в специальном докладе. Как планируется, жаловаться омбудсмену на ущемление своих прав (в том числе и родителями) дети смогут сами, написав на адрес его офиса или посетив его.
Однако депутатов смущает "свободный полет" чиновника категории "А". По мнению Михаила Вышегородцева, если омбудсмен является госслужащим, он должен быть подконтролен властям. Если же оставить эту фигуру полностью независимой, то придавать ей чиновный статус не следует. Юрий Загребной не согласен и с тем, что кандидатуру уполномоченного предлагает исполнительная власть. Он прямо спросил автора законопроекта, есть ли аналогичный опыт хоть в одной из 78 стран, где существует такая должность. "На Россию вообще не похожа ни одна страна мира, а Москва тем более", - ответила ему г-жа Драгункина.
Москва действительно не похожа на Россию: в тех регионах, где уже есть детские уполномоченные, они работают либо на общественных началах, либо при губернаторах. Специальный закон столица принимает первой. Это тоже настораживает депутатов: некоторые из них считают, что надо подождать до внесения аналогичного проекта в Госдуму. Более того, как заметил г-н Вышегородцев, введение должности уполномоченного потребует поправок к уставу города, который и без того только что был обновлен. Но сторонники проекта считают, что чем скорее уполномоченный появится, тем лучше заживут московские дети. Поэтому до 25 июня в проект должны быть внесены последние поправки, и в сентябре Мосгордума скорее всего рассмотрит его в третьем чтении.

 


 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЗАВЕЛАСЬ ОМБУДСМЕНОМ

     Уполномоченным по правам человека в Московской области сроком на пять лет избран Сергей Крыжов.
Его кандидатура была повторно внесена на рассмотрение депутатов Московской областной думы губернатором области Борисом Громовым. Крыжову 45 лет. Он имеет два высших образования - военное и юридическое, трижды избирался депутатом Сергиев-Посадского района. Голосование было тайным. В голосовании приняли участие 40 депутатов. За кандидатуру Крыжова проголосовали 34 депутата, против - пять, один бюллетень был признан недействительным.

Информ. сообщ. Время МН, № 74, 26 апреля 2001 г.

 

     Подготовка к принятию законопроектов об уполномоченных по правам человека в Москве и Московской области является одним из приоритетных направлений работы проекта "Права человека в московском регионе".
Первый прорыв в этом направлении произошел в Московской области в январе 2001 года, когда вступил в силу Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области", в соответствии с которым назначение первого Уполномоченного по правам человека в Московской области должно производиться Московской областной Думой в течение трех месяцев с момента вступления в силу Закона. Согласно Закону кандидатуры на должность Уполномоченного могут вносить Губернатор и депутаты Мособлдумы.
Ранее, на стадии разработки, существовали два альтернативных законопроекта: "Думский" и "Губернаторский". "Губернаторский" вариант содержал положение о том, что не позднее чем за 30 дней до дня голосования по кандидатурам все "претенденты" на должность Уполномоченного должны обсуждаться на открытых слушаниях - с участием представителей НПО и СМИ. Данное положение в принятом Законе отсутствует.
Исходя из принципов правового государства (гласности, демократизма) целесообразно было бы заблаговременно сообщить в СМИ информацию о кандидатах. Возможно, жители Подмосковья могли бы сообщить что-то положительное либо "нелицеприятное" о кандидатах, что способствовало бы объективности оценок о том или ином кандидате на должность Уполномоченного, то есть избранию достойного.

В Москве создание нового (крайне необходимого) правового института идет по двум направлениям.
1) 24 января 2001 года Московская городская Дума по инициативе депутата Зинаиды Драгункиной решила учредить должность "Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве". Депутаты приняли законопроект (почти единогласно) в первом чтении (за основу). "Да поможет им Бог".
2) Как известно, в Москве нуждаются в защите права граждан различных категорий: пенсионеров; лиц без определенного места жительства; военнослужащих; студентов; лиц, содержащихся в следственных изоляторах; инвалидов и других. Депутаты Московской городской Думы Юрий Загребной и Дмитрий Катаев, учитывая гражданскую позицию своих коллег-депутатов, подготовили (при содействии неправительственных правозащитных организаций) проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве".
21 февраля 2001 года законопроект внесен в Думу для обсуждения и последующего принятия в первом чтении. В связи с этим мы приводим текст заключения на проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве" старшего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидата юридических наук Руднева В.И. на проект этого закона.


ВНИМАНИЮ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ!

4 апреля на пленарном заседании Московской городской Думы рассматривался проект Закона "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве", внесенный депутатом Юрием Загребным. Текст законопроекта был подготовлен им при активном участии группы правозащитников в рамках проекта "Права человека в московском регионе" Института прав человека.

Перед этим законопроект и сама идея введения института городского Уполномоченного подробно обсуждались на Комиссии по законности и безопасности Гордумы (председатель – Олег Бочаров) с участием представителей московских ведомств и экспертов (начальник Управления по восстановлению прав граждан аппарата Уполномоченного по правам Человека в Российской Федерации В.И.Селиверстов, советник Уполномоченного по правам человека А.И.Лебедев, с.н.с. Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ В.И.Руднев). Последние вместе с разработчиками и правозащитниками (А.Бабушкин, С.Ганнушкина, В.Гефтер) поддержали законопроект, отметив его актуальность и своевременность.

Против законопроекта на Комиссии резко выступил лишь представитель центра законотворческих инициатив Мэрии Москвы. В то же время, в официальных отзывах прокуратуры Москвы и правового управления Гордумы не было принципиальных возражений против учреждения самого этого института, хотя и содержались серьезные конкретные замечания.

Результаты обсуждения на заседании Комиссии по законности оказались неопределенными и знаковыми:3 - за, 5 – воздержались (глава Комиссии тоже)!

На пленарном заседании МГД после полуторачасовой бурной дискуссии позиции сторон прояснились.

Один из аргументов противников введения поста Уполномоченного по правам человека: "сначала посмотрим, как начнет работать Уполномоченный по правам ребенка" (данный законопроект уже был принят в первом чтении и вскоре планируется принять Закон в целом). Другие были неуверены в необходимости введения такого института вообще в регионах и/или в Москве особенно (мол, даже в Уставе города об этом не говорится!), где и так много параллельных ему механизмов правозащиты. Наиболее активно выступали "против" представитель Мэра Петров А.В.и зам.председателя МосГорДумы Крутов А.В., ведший заседание.

Тем не менее, большинство из выступавших поддержали необходимость введения поста Уполномоченного – это были депутаты МГД Бунимович, Загребной, Катаев, Московченко и др., председатель МХГ Людмила Алексеева, советник Уполномоченного по правам человека в РФ Андрей Лебедев.

Несмотря на трудно объяснимые ошибки в системе электронного голосования, итоги его оказались следующими: 11 – за, 1 – против, 7 - воздержались.

В соответствии с регламентом (для принятия за основу необходимо более трети голосов от численного состава МГД – 35 депутатов) законопроект был принят "за основу"!

К сожалению, далее было поддержано "неожиданное" предложение депутата Ирины Осокиной (фракция "Яблоко") - законопроект рассмотреть во 2-м чтении не ранее чем через год, то есть уже будущей ГорДумой 2002 года.

То есть, как записано в протоколе об итогах проведения заседаний Московской городской Думы, "…проведено голосование о принятии за основу проекта Закона города Москвы с учетом поправок редактора. Поправки внести до 17.00 час. 4 апреля 2002 года деп. Загребному Ю.Л."

 

Информационное сообщение от 05.06.01.

Москва обзаведется своим омбудсменом. Мосгордума приняла за основу законопроект "Об уполномоченном по правам человека в Москве".

Время МН, № 59, 5 апреля 2001 г.

Столичная Дума приняла за основу законопроект "Об уполномоченном по правам человека в Москве". Этот документ определяет порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам человека, а также его компетенцию и условия работы. Согласно проекту закона, московский омбудсмен не должен входить в структуру каких-либо государственных органов, он независим и неподотчетен органам госвласти и назначается на должность Мосгордумой на пять лет путем тайного голосования. На должность уполномоченного может претендовать гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, имеющий познания в области прав и свобод человека и постоянно проживающий на территории Москвы или Московской области. Должности уполномоченного по правам человека существуют уже в 13 субъектах России.