13 января были задержаны несколько бывших и нынешних сотрудников ГИБДД из 6-го отделения МРЭО Северо-Восточного округа. В 2000-2002 годах милиционеры поставили на поток легализацию угнанных и контрабандных иномарок. Ущерб от их деятельности оценивается примерно в 100 млн. долларов.

Газета, № 3. Александр Игорев. Статья. Оборотистые офицеры милиции.

"А я вас давно ждал". Так встретил сотрудников прокуратуры и Главного управления собственной безопасности МВД офицер милиции Виталий Войцещук. Вместе с ним в один день были задержаны еще несколько бывших и нынешних сотрудников ГИБДД из 6-го отделения МРЭО Северо-Восточного округа. В прокуратуре и ГУСБ говорят, что в 2000-2002 годах милиционеры поставили на поток легализацию угнанных и контрабандных иномарок. По предварительным данным, через их руки прошло около 6 тысяч машин, а ущерб от их деятельности оценивается примерно в 100 млн. долларов. С подробностями - Александр Игорев.

Четыре квартиры милицейского пенсионера

Очередной поход ГУСБ против "оборотней в погонах" начался вчера около половины восьмого утра. Сразу по нескольким адресам, где проживали члены милицейской группировки, одновременно нагрянули оперативные группы. На случай непредвиденного развития событий их страховали бойцы СОБРа и специалисты МЧС. Однако операция прошла спокойно.

Группа, с которой следовали корреспонденты ГАЗЕТЫ, приехала к дому № 9 по Большой Переяславской улице, где проживает Александр Филатов, бывший начальник 6-го отделения МРЭО (по работе с иномарками). Поначалу возникла некоторая путаница. Дело в том, что семейству подполковника здесь принадлежат три квартиры на 13-м и 14-м этажах, а еще одну (на 15-м) занимает его родственник. Дверь одной из квартир открыла жена бывшего милиционера. Она долго препиралась с сыщиками, не хотела предъявлять документы, а затем отказалась сообщить, в какой из квартир находится ее муж.

Пришлось обойти все оставшиеся. Через полчаса оперативникам повезло. Дверь одной из квартир открыл сам Александр Филатов. Увидев оперативника с видеокамерой, он спросил: "Это что, для телевидения?" Сразу приосанился, а на вопрос, почему долго не реагировал на звонки, ответил: "Завтракал".

Следователь предъявил постановление об обыске, и оперативники в присутствии понятых - соседей - осмотрели все квартиры. Ничего криминального сыщики не обнаружили и предложили Филатову проехать на допрос в московскую прокуратуру. По дороге к оперативной машине удалось задать Филатову несколько вопросов, в частности, знает ли он, в чем его обвиняют и почему у него дома проводился обыск. Спокойно жуя жвачку, милицейский пенсионер ответил коротко: "Там объяснят".

Обвинения дождались только трое

Тем временем остальные опергруппы обыскали жилье других бывших и действующих милиционеров: инспектора по правонарушениям в сфере экологии УВД СВАО Вячеслава Клешкова, инспектора по административной практике ДПС ГИБДД СВАО Вячеслава Митюшина, инспектора по лицензионно-разрешительной работе ОВД "Отрадное" Виктора Леошко, главного эксперта экспертно-криминалистического отдела УВД СВАО Виталия Войцещука, совладелицы магазина "Автозапчасти" на Алтуфьевском шоссе Любови Спиридоновой и пенсионеров Вилюра Аминева и Тамары Кузнецовой. Все они, кроме эксперта, ранее работали в 6-м отделении МРЭО Северо-Восточного округа (обе женщины были вольнонаемными инспекторами-паспортистками). Ни по одному из адресов инцидентов не было, разве что, как рассказывали позже сыщики, Митюшину стало плохо и пришлось вызывать "скорую". А Виталий Войцещук неожиданно встретил их словами: "А я вас давно ждал".

После обысков в квартирах оперативники проверили и рабочие места действующих милиционеров, изъяв личные документы. В прокуратуру помимо Филатова также доставили Леошко, Клешкова и Спиридонову. После допроса им предъявили обвинение в превышении служебных полномочий. Суд постановил взять их под стражу на трое суток, после чего вновь вернется к вопросу о мере пресечения.

Иностранных жертв угона брали в долю

Сотрудники ГУСБ обратили серьезное внимание на ГИБДД Северо-Восточного округа в 2002 году, когда провели в Москве беспрецедентную по масштабам и результатам операцию по выявлению коррупции в рядах сотрудников столичной автоинспекции. Только за один день по фактам нарушений было возбуждено около четырехсот уголовных дел. При этом проверявшие обратили внимание на то, что львиная доля дорогих иномарок зарегистрирована на северо-востоке города. Кроме того, по своим каналам сыщики знали: на автомобильном рынке Москвы за 3,5-5 тыс. долларов можно поставить на учет в СВАО любую иномарку, в том числе угнанную и нерастаможенную.

Расследование заняло много времени. Сыщикам удалось восстановить схему махинаций. По данным следствия, все начиналось с того, что действовавшие совместно члены люберецкой и солнцевской ОПГ угоняли за границей новую дорогую иномарку, причем зачастую по договору с ее владельцем, который позже помимо "гонорара" получал и страховку.

Угонщики же через сотрудников МРЭО оформляли документы на автомобиль на подставных лиц. Позже выяснилось, что при этом злоумышленники широко и помногу раз пользовались паспортами малоимущих, пенсионеров, алкоголиков, которым за это платили символические суммы - примерно 500 рублей. Во время расследования сыщики сталкивались со случаями, когда на одну старушку могло приходиться по два-три джипа или "Мерседеса", стоимость каждого из которых превышала 50 тыс. долларов. Более того, однажды машину зарегистрировали на умершего еще за несколько месяцев до оформления ПТС.

Вскоре оборотистые милиционеры предельно упростили процедуру: ксерокопируя один и тот же бланк с вытравленным номером, они заполняли его любыми нужными данными. При этом серия часто начиналась с буквы Т, что означало: ПТС выдан на таможне и, следовательно, за автомобиль уплачены все необходимые пошлины. Эти копии и подшивались в документацию ГИБДД. После оформления всех документов иномарка продавалась через контролируемые люберецкой и солнцевской ОПГ автосалоны и рынки. При необходимости обращались за помощью к эксперту, и он оформлял справки о том, что машина не числится в угоне. Сотрудники 6-го отделения поставили регистрацию иномарок на поток. Всего через их руки прошло около 6 тысяч машин. На сегодня оперативники установили около тысячи случаев незаконных регистраций, но уверены, что этим дело не ограничится. По их приблизительным подсчетам, общий ущерб от махинаций с машинами может составлять около 100 млн. долларов.

Безопасность обеспечивали офицер-дезертир и сотрудник ФСБ

Вряд ли злоумышленники смогли бы так долго и фактически безнаказанно работать, если бы не Виталий Ивашко. До 1994 года он служил офицером-артиллеристом в Западной группе войск в Германии. По некоторым данным, уже тогда он занимался перегонкой иномарок из Европы в Россию. Когда части ЗГВ перебрасывались из Германии в РФ, на новое место службы Ивашко не явился и через некоторое время был объявлен в розыск как дезертир. Он тем временем осел в Москве и завел полезные знакомства. В числе прочих он навел контакты с тем же Филатовым, одним из сотрудников столичного УФСБ, а также ныне арестованным следователем УВД Юго-Восточного округа Салманом Рзаевым.

Узнав, что сотрудники МРЭО опасаются, как бы проверка копий ПТС не выявила незаконные регистрации, Ивашко уговорил друга-чекиста забрать из МРЭО тома с документацией на хранение. Липовые документы оказались практически под защитой спецслужб. Оборотистый офицер и его друг из ФСБ попались после того, как решили припугнуть одного из конкурентов Ивашко по автобизнесу. У него под надуманным предлогом отобрали личный автомобиль. Тот обратился в милицию. Было возбуждено уголовное дело, Ивашко арестовали, а с чекиста взяли подписку о невыезде (вскоре дело будет передано в суд). Из кабинета сотрудника ФСБ изъяли документацию МРЭО. Содержащиеся в ней данные очень помогли сыщикам.

Пока шло расследование, сотрудники 6-го отделения МРЭО в спешном порядке уходили на пенсию или переводились в другие подразделения органов внутренних дел. Однако это не помогло: следователи и оперативники собрали необходимую доказательную базу для предъявления обвинений членам группировки. Пока им вменяется в вину превышение служебных полномочий, но не исключено, что вскоре может появиться статья "организация преступного сообщества".

СПРАВКА

Пока угнанные в Европе машины регистрировались в Москве, их объявляли в международный розыск и ставили на учет в Интерполе. Розыском многих из них и занимался Салман Рзаев - он считался специалистом в этой области и ему передавали большинство таких дел, даже из других округов. В результате в его розыскном списке значилось около 1100 автомобилей. Однако, как выяснило позже следствие, вместо реальных расследований Рзаев наладил собственный бизнес. Когда находили угнанную иномарку, Рзаев с помощью знакомых сотрудников ГИБДД отгонял ее на штрафную стоянку. Затем предлагал владельцу выкупить машину. В зависимости от модели это обходилось в 5-15 тысяч долларов. В конце 2002 года Рзаева арестовали, следствие установило 50 эпизодов его противоправной деятельности и передало дело в Мосгорсуд. Слушания начинаются сегодня.